Фокусное расстояние объектива какое лучше
Перейти к содержимому

Фокусное расстояние объектива какое лучше

  • автор:

Что такое фокусное расстояние? На что оно влияет?

Добрый день, друзья! Постепенно мы подбираемся к ключевым понятиям в фотографии (речь про технические аспекты), без понимания которых немыслимо дальнейшее продвижение в обучении фотографии и вообще осознанная съемка, а именно это дает хорошие стабильные результаты. Позволю себе привести цитату о соблюдении правил в фотографии:

Неумение соблюдать это правило – дает мусор.
Умение соблюдать это правило – дает надежный ремесленный уровень.
Умение нарушать это правило – дает шедевры.

Так вот я считаю, что новичкам нужно стремиться освоить основные техники и выработать базовые навыки съемки (уверенно снимать в ручном режиме, понимать, как композиционно выстраивать кадр, на что делать акцент в кадре, как обрабатывать снимки…). А уверенная база и опыт обязательно принесут плоды в виде более интересных результатов, даже не сомневайтесь!)

Понятие фокусного расстояния объектива

Фокусное расстояние – одна из важнейших характеристик объектива. Если коротко и просто, то этот параметр определяет, насколько приближенное изображение мы сможем получить. Выбор объектива следует начинать с него, потому что ваш стиль съемки требует определенных фокусных.

Предполагаю, что вы уже знакомы с устройством фотоаппарата, которое мы рассматривали ранее. Обратите внимание на следующую схему зеркального фотоаппарата:

оптический центр объектива на схеме фотоаппарата

Здесь красным пунктиром обозначена оптическая ось объектива, фактически его центр. Тут мы смотрим на камеру с объективом «в разрезе», вид сверху. Если вы повернете объектив передней линзой к себе, отметите (мысленно, конечно!) центр окружности, то, проведя от него перпендикуляр вниз, и получите оптическую ось. Зеленым слева отмечен снимаемый объект. Красные прямые изображают прохождение света через объектив.

Свет, попадающий в камеру и идущий в обратном направлении, преломляется по-разному. Точки преломления называются главными плоскостями (передняя и задняя). С точки зрения фотографии важна именно задняя плоскость, как отвечающая за преломление света, идущего в сторону матрицы. Она же считается ее оптическим центром.

Задержите ваше внимание на этой схеме на небольшое время и рассмотрите подробнее. Ничего сложного в этом нет, достаточно один раз вникнуть.

Фокусное расстояние – это расстояние от оптического центра объектива до фокальной плоскости (матрицы). Смотрите схематический рисунок выше.

В объективах с нормальным фокусным расстоянием (примерно равным диагонали матрицы) задняя плоскость находится около диафрагмы. В телеобъективах за счет сложных оптических схем может смещаться за пределы объектива в сторону снимаемого объекта, в широкоугольных — в сторону матрицы. Это делается для компактности телеобъективов и возможности создания широкоугольных, как класса (т.к. их сложно расположить настолько близко к матрице).

знак на корпусе, указывающий на расположение матрицы

Точное расположение оптического центра знают разработчики объектива. А точку, которая соответствует фокальной плоскости, т.е. матрице, можно определить по обозначению кружка с пересекающей его прямой на корпусе камеры справа от колеса, переключающего режимы съемки (на Nikon).

Именование. В речи фотографов можно слышать следующие названия:

  • фокусное расстояние;
  • фокусное;
  • ФР (сокращение);
  • focal length (английский эквивалент);
  • FL (сокращение английского эквивалента).

В чем измеряется фокусное расстояние?

Размерность в миллиметрах, мм. Лучше рассмотреть на примере. Допустим, у нас есть популярный объектив Nikon 35 mm f/1.8G AF-S DX Nikkor. В маркировке указано 35 mm, т.е. его фокусное расстояние постоянно и составляет 35 миллиметров. На остальные характеристики пока не обращайте внимание, их будем рассматривать, когда поговорим про объективы.

Другой пример – стандартный китовый объектив Nikon 18-55 mm f 3.5-5.6 GII VR II AF-S DX Nikkor. Здесь указано 18-55 mm, фокусное расстояние переменно. Т.е., покрутив кольцо зуммирования на объективе, вы сможете изменить его от 18 до 55 мм. Забегая наперед, такие объективы называются вариообъективами или зум-объективами.

Популярное заблуждение. Иногда доводится слышать, что фокусное расстояние зависит от чего-либо. Это не так. Как описывал выше, фокусное расстояние – это физическая характеристика объектива, которая заложена конструкторами. Оно не меняется ни при каких условиях.

На что влияет фокусное расстояние?

Внимание! Мы приближаемся к критически важной для понимания части нашей беседы. Если вы поймете то, о чем пойдет речь ниже, то сделаете себе отличный задел для понимания композиции, что крайне важно. Если нет… Вы не сможете не понять! В случае чего, я всегда к вашим услугам в комментариях.

Параметры, на которые влияет фокусное расстояние:

  1. Угол обзора;
  2. Масштаб изображения;
  3. Степень размытия и ГРИП;
  4. Перспектива (опосредованно).

Рассмотрим все детально. Небольшие условности – в статье о матрицах мы рассматривали параметры, которые зависят от размера матрицы. Там мы говорили о том, что угол обзора тем шире, чем больше матрица. Тут мы примем определенный размер матрицы и все изменения параметров будем рассматривать, исходя того факта, что матрица не меняется. Для того, чтобы не было путаницы в разных фокусных расстояниях в зависимости от размера матрицы, приняли ЭФР (эффективное фокусное расстояние), которое пересчитывает фокусное в эквиваленте полнокадровой камеры. Про это мы поговорим в следующей статье о кроп-факторе. Все нижеследующие примеры привожу с кроп-камеры, т.е. если бы эти же кадры снимались полнокадровым фотоаппаратом, угол обзора был бы шире.

Влияние фокусного расстояния на угол обзора

С увеличением фокусного расстояния уменьшается угол обзора, и наоборот, чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол обзора. Посмотрите на примерах – снято с одной и той же точки на разных фокусных расстояниях.

разные фокусные расстояния

Можно сделать вывод, что:

  • Чем больше окружающего пространства мы хотим захватить в кадр, тем более широкоугольным (с меньшим фокусным расстоянием) должен быть объектив.
  • И наоборот, если нужно снимать сравнительно отдаленный объект, то лучше предпочесть телеобъектив (с большим фокусным расстоянием).

Влияние фокусного расстояния на масштаб изображения

Фактически, это взаимосвязано с первым пунктом. Дело в том, что при большем фокусном расстоянии на итоговом снимке снимаемый объект получится больше. Говорят, что такой объектив даст большее увеличение или больший масштаб изображения.

Пример – мы стоим на одной точке, не двигаясь, и снимаем человека на расстоянии 10 м широкоугольным объективом с ФР 18 мм. Получаем фотографию человека во весь рост и много пространства по краям. Поменяв объектив на другой, например, с ФР 85 мм, мы также получим изображение человека во весь рост, но теперь пустого пространства по краям будет меньше, и сам человек будет больше. В итоге мы получим изображение в большем масштабе.

Влияние фокусного расстояния на степень размытия

Вполне возможно, что вы уже наслышаны об этом и знаете, что чем больше фокусное расстояние, тем задний план будет более размытым. Именно поэтому портретисты так любят телеобъективы (с большим фокусным расстоянием). Посмотрите на примере игрушки, как меняется размытие:

влияние фокусного расстояния на размытие заднего плана, ГРИП

Стоит упомянуть, что с увеличением фокусного расстояния глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) будет становиться меньше, тем самым формируя размытие. Просто учтите это, про ГРИП будем говорить чуть позже.

У некоторых новичков зеркалка (или беззеркалка) ассоциируется с возможностью сильного размытия заднего плана, что они и делают, «дорвавшись» до такого аппарата. На самом деле размытие заднего плана «в хлам» далеко не всегда полезно. Да, так у нас все внимание сконцентрировано на снимаемом объекте, но ничего другого на снимке-то и нет! Во многих случаях лучше, чтобы детали фона все-таки прослеживались. И немаловажную роль в этом играет правильный выбор фокусного.

зеленые листья травы в закатном свете

Влияние фокусного расстояния на перспективу

Для начала, что такое перспектива? Это характер передачи соотношений размеров снимаемого объекта и прочих элементов в кадре, его формы. Рассмотрим следующий кадр, снятый на ФР 17 мм (широкий угол):

тротуар на мосту

Здесь есть ограждающие элементы дороги и дома вдалеке. В случае съемки широкоугольным объективом получаем интересные геометрические соотношения – масштаб ограждения будет заметно больше дома на горизонте. Это непривычно для человеческого глаза, и позволяет строить интересные композиционные решения.

мост в городе

Во втором случае, снятом на 125 мм (теле- диапазон фокусного расстояния) разница в масштабе между ограждением и домом будет меньше.

В общем случае при съемке объектов с одного места разными фокусными расстояниями перспектива изменяться не будет.

Фокусное расстояние влияет на перспективу только в том случае, если в кадр попадают близко или далеко расположенные объекты. На примере выше (1е фото) видно, что в кадре есть ограждение, расположенное к нам вплотную. Находясь близко к нам, ограждение изображается в кадре крупно, а дома на контрасте кажутся маленькими. Поэтому нам видится, будто перспектива растянута. Другой пример — если снимать далекий объект длиннофокусным объективом, а еще намного дальше него будет еще один объект, то будет казаться, будто между ними минимальное расстояние, и они находятся рядом. Как говорят, сжатая перспектива. Это происходит вследствие очень сильной удаленности фотографа от снимаемого объекта, и разница в масштабе снимаемого объекта и очень далекого фонового не настолько велика. Это также видно на примере выше (2е фото). Ограждение находится далеко, дом очень далеко, но кажется, будто расстояние между ними не слишком большое.

Широкоугольные объективы с небольшим фокусным расстоянием отлично применяются для пейзажной съемки. Но при этом их не рекомендуется использовать при съемке портретов, потому что форма лица будет более вытянутой и смотреться неестественно. Говорят, что широкоугольные объективы (с небольшим фокусным) растягивают перспективу, а телеобъективы (с большим фокусным) сжимают ее. Но происходит это в первую очередь не из-за изменения самого фокусного расстояния, а из-за необходимости изменять расстояние между объектом и фотографом.

Съемка с рук на больших фокусных расстояниях

Задачка.

Можно считать дополнительным занятием для тех, кто хочет знать больше) Предлагаю перейти к небольшому фото-рассуждению и рассмотреть простую ситуацию. На самом деле, такие размышления стоит «прокручивать» у себя в голове постоянно, весьма быстро вы привыкнете делать это на автомате.

Допустим, вы снимаете портрет крупным планом вечером на камеру с APS-C матрицей. Заката еще нет, но кажется, что с освещением уже могут быть проблемы, его недостаточно. Цель – снять красивый портрет с сильным размытием заднего плана.

На самом деле, если вы изучаете фотографию с нуля и последовательно читаете мои статьи (смотрите раздел Уроки), то понимаете, что ваших знаний недостаточно. Но ничего страшного в этом нет – порассуждаем с тем, что есть и постепенно будем расширять горизонт неизведанного) Не волнуйтесь, очень скоро паззл знаний сложится в голове. Только не ленитесь думать.

Недавно мы рассуждали о матрице, рассматривали параметр ее чувствительности (ISO). Так вот, при том же ISO на камере с меньшей матрицей (сравниваем камеры примерно равного поколения и производителя) картинка будет более шумной. Обычно за эталон принимают уровень шума у полнокадровых камер. Отсюда следует, что весьма вероятно, наша камера сможет зарегистрировать меньше света с таким же качеством. Поясню ­– снимая на полнокадровую камеру на ISO 1600, мы получаем изображение определенной шумности. Снимая на камеру с APS-C матрицей, чтобы получить такой же уровень шума, нам уже нужно снимать, например, на ISO 400. А значит, света будет попадать меньше, что в наших условиях явно не является хорошим фактором.

Нам нужно добиться сильного размытия. Сделать это можно только с помощью телеобъектива с большим фокусным расстоянием. Степень размытия зависит от других факторов (например, от расстояния до снимаемого объекта, диафрагмы), но об этом позже. Допустим, мы выбрали 105 мм. Это достаточно большое фокусное, и…

Чем больше фокусное расстояние, тем более короткую выдержку нужно выбирать. Это позволит компенсировать дрожь в руках и получить четкий, не размытый снимок.

Выдержка? What? Опять же, скоро будем рассматривать детально. Вкратце – это время экспонирования матрицы, т.е. время, в течении которого свет попадает на матрицу после нажатия кнопки спуска. Привыкайте к слову «экспонирование») Сейчас мы подходим непосредственно к проблеме съемки с рук на объектив с большим фокусным расстоянием.

Можно провести сравнение – представьте, что вы в школе и нужно указать на маленькую деталь на доске. Чем это будет проще сделать – короткой ручкой или длинной указкой? Конечно же, ручкой. Причина в том, что при использовании указки минимальное отклонение вашей кисти приведет к значительному отклонению противоположной стороны указки. Используя ручку, даже при значительном отклонении кисти ее противоположный край отклонится не настолько сильно. Т.е., используя длинный предмет в качестве указки, нам нужно четко фиксировать положение кисти.

В фотографии тоже самое, только сложнее. То, куда мы указываем на доске – наш снимаемый объект. В качестве ручки или указки выступает объектив. Ну, и кисть так и остается приводом всего этого механизма) Важно понять, что фиксатором здесь выступает наш крепкий хват камеры, удобная стойка и короткая выдержка (сокращаем время экспонирования матрицы). Даже если наша кисть переместится на значительный угол, затвор сработает быстрее, и матрица этого уже «не увидит».

Допустим, мы снимаем на длинной для этих условий выдержке. Что происходит? Свет от точки на человеке проходит сквозь объектив и попадает на матрицу, формируя такую же точку. У нас чуть дрогнула рука, камера сместилась вверх, и на эту же точку матрицы попадает уже свет с другой точки на человеке. А в это время матрица продолжает экспонироваться. В итоге получаем смазанное изображение, в простонародии «шевеленка». Если бы выдержка была короче, результат смещения не был бы зафиксирован на матрице, и мы получили бы четкую фотографию.

Так какой же ответ? А он весьма прост – нужно найти баланс, оптимальное соотношение всех параметров. Свести к минимуму проблемы и достичь максимально возможного результата. Что-то мне это напоминает универские времена) Этому мы будем учиться.

Что нужно запомнить о фокусном расстоянии?

Что это такое и на что влияет, я думаю, вы уже поняли. Теперь кратко для повторения основная информация:

  1. Фокусное расстояние – расстояние между оптическим центром объектива и матрицей фотоаппарата.
  2. Сокращенно часто называется ФР.
  3. Измеряется в мм.
  4. Фокусное расстояние определено конструкторами объектива, не зависит от камеры, на которую установлен объектив.
  5. Влияет на угол обзора и масштаб изображения, позволяя «отдалять» или «приближать» объекты.
  6. Влияет на степень размытия и ГРИП.
  7. Влияет на перспективу изображения.
  8. На больших фокусных расстояниях сложнее снимать с рук.

Фокусное расстояние очень сильно влияет на итоговый результат, поэтому важно научиться «чувствовать» его и правильно выбирать для конкретных целей.

Предлагаю вам выйти на улицу и попробовать поснимать, например, пейзажи с разными фокусными, находясь на одной точке. И понаблюдать, насколько объекты приближаются, как меняются геометрические соотношения. Поснимать близко расположенные объекты, например, ветку дерева. Можно даже не снимать, а просто изменять фокусное расстояние (если у вас зум-объектив) и наблюдать изменения в видоискатель.

Со временем вы настолько привыкнете к своей камере и объективу, что будете навскидку, не глядя в видоискатель, определять, какой примерно получится результат.

Удачи и до скорой встречи!

Коротко об объективах

Понимание особенностей объективов может помочь вам контролировать создание цифровых фотографий. Выбор правильного объектива для решения съёмочной задачи может оказаться комплексным компромиссом между стоимостью, размером, весом, скоростью фокусировки и качеством изображения. Данная глава призвана улучшить понимание этого выбора, предоставив начальный обзор концепций качества изображения, фокусного расстояния, перспективы, объективов с постоянным и переменным фокусным расстоянием, а также апертуры диафрагмы или числа f.

Элементы объектива и качество изображения

Все камеры, кроме самых простейших, укомплектованы объективами, которые состоят из нескольких «оптических элементов». Каждый из этих элементов помогает направить поток световых лучей так, чтобы воссоздать на цифровом сенсоре изображение настолько точно, насколько это возможно. Цель состоит в минимизации аберраций, используя при этом наименьшее число наименее дорогостоящих элементов.

диаграмма элементов объектива

Оптические аберрации возникают, когда элементы сцены не транслируются в аналогичные элементы изображения после прохождения через объектив, создавая размытие изображения, сниженный контраст или расхождение цветов (хроматическую аберрацию). Объективы могут также страдать дисбалансом, круговым затемнением (виньетированием) или искажениями перспективы. Наведите курсор на каждый из нижеприведенных вариантов, чтобы увидеть, как эти дефекты влияют на качество изображения в предельных случаях.

Каждая из этих проблем представлена в некоторой степени в любом объективе. Далее в этой главе, когда объектив упоминается как имеющий худшее оптическое качество, чем другой объектив, это означает некоторую комбинацию вышеописанных дефектов. Одни из этих дефектов могут быть менее нежелательными, чем другие, в зависимости от предмета съёмки.

Влияние фокусного расстояния объектива

Фокусное расстояние объектива определяет его угол зрения и заодно степень увеличения предмета в данной точке съёмки. Широкоугольные объективы имеют малые фокусные расстояния, тогда как телеобъективам присущи существенные фокусные расстояния.

диаграмма фокусных расстояний

Примечание: точка пересечения световых лучей необязательно эквивалентна фокусному расстоянию, как это показано выше, но дистанция приблизительно пропорциональна. Таким образом, увеличение фокусного расстояния действительно приводит к сокращению угла зрения, как нарисовано.

Многие скажут, что фокусное расстояние также определяет перспективу изображения, но строго говоря, перспектива меняется только с изменением положения фотографа относительно предмета съёмки. Если попытаться снять один и тот же предмет широкоугольным и телеобъективом, перспектива действительно изменится, поскольку фотографу придётся перемещаться ближе к предмету съёмки или дальше от него. Только в этих случаях широкоугольный объектив преувеличит или растянет перспективу, тогда как телеобъектив сожмёт или сгладит её.

Управление перспективой может служить мощным композиционным инструментом в фотографии и часто определяет выбор фокусного расстояния (если существует возможность съёмки с любой позиции). Наведите курсор на вышеприведенное изображение, чтобы увидеть сдвиг перспективы вследствие широкого угла. Заметьте, что предметы в кадре остаются практически идентичными и тем самым требуют для широкоугольного объектива более близкой позиции. Относительные размеры объектов меняются настолько, что удалённая дверь становится меньше относительно ламп на переднем плане.

Следующая таблица предоставляет сведения о том, какие фокусные расстояния нужны, чтобы объектив считался широкоугольным или телеобъективом, а также их типовое применение. Учтите, что указаны лишь приблизительные диапазоны фокусных расстояний, и реальное применение может варьироваться соответственно; многие, например, используют телеобъективы при съёмке протяжённых ландшафтов для сжатия перспективы.

Фокусное расстояние * Группа Типовое применение
Менее 21 мм сверхширокоугольные архитектура
21-35 мм широкоугольные ландшафт
35-70 мм нормальные уличная и документальная съёмка
70-135 мм ближние телеобъективы портреты
135-300+ мм телеобъективы спорт, птицы и дикая природа

* Примечание: фокусные расстояния объективов действительны для камер, в которых размер сенсора эквивалентен плёнке 35 мм. Если вы используете компактную или бюджетную зеркальную камеру,
скорее всего, размер сенсора в ней другой. Чтобы скорректировать эти цифры для вашей камеры,
используйте конвертор фокусных расстояний в главе о размерах сенсоров цифровых камер.

Прочие факторы тоже могут зависеть от фокусного расстояния объектива. Телеобъективы более чувствительны к сотрясениям камеры, поскольку минимальное движение руки приводит к значительному смещению изображения, как можно убедиться, попытавшись удержать дрожащими руками бинокль с большим приближением. Широкоугольные объективы в целом меньше бликуют, в частности потому, что при их разработке учитывалось, что при широком угле более вероятно попадание солнца в кадр. Наконец, ближние телеобъективы обычно обеспечивают лучшее оптическое качество при сходной цене.

Фокусное расстояние и съёмка с рук

Фокусное расстояние объектива может также существенно влиять на простоту получения резкого снимка с рук. Увеличение фокусного расстояния требует сокращения времени выдержки, чтобы минимизировать размытие, вызванное дрожанием рук. Представьте, каково удержать неподвижно лазерную указку: на близлежащем объекте её луч прыгает заметно меньше, чем на удалённом.

Это происходит потому, что легчайшие круговые вибрации существенно нарастают с расстоянием, тогда как если бы колебания были только горизонтальными или только вертикальными, расстояние от лазера до объекта сохранялось бы.

Общепринятый практический метод определения необходимой выдержки для заданного фокусного расстояния делитединицу на фокусное расстояние. Это значит, что для камеры 35 мм время экспозиции должно быть не более единицы, делённой на фокусное расстояние, долей секунды. Другими словами, при использовании фокусного расстояния 200 мм на камере 35 мм выдержка должна быть не более 1/200 секунды, иначе избежать размытия будет сложно. Не забывайте, что это крайне приблизительное правило, кто-то сможет удерживать кадр значительно дольше или, наоборот, меньше. Владельцам цифровых камер с уменьшенным сенсором придётся рассчитывать эффективное (истинное) фокусное расстояние с учётом размера кадра.

Вариобъективы (зумы) и простые объективы (фиксы)

Вариобъективом называется такой, фокусное расстояние которого может изменяться в заданных пределах, тогда как в «простых» или фиксированных объективах оно неизменно. Основное преимущество вариобъектива заключается в простоте достижения разнообразия композиций или перспектив (поскольку нет необходимости менять объективы). Это преимущество зачастую критично для динамической съёмки, например, в фотожурналистике и детской фотографии.

Не забывайте, что использование зума не обязательно означает, что перемещаться больше не нужно; зумы всего лишь повышают гибкость. В нижеприведенном примере показано исходное положение, а также два варианта использования вариобъектива. Если бы использовался простой объектив, изменение композиции было бы невозможно без кадрирования изображения (если требовалось приблизить композицию). Аналогично примеру в предыдущем разделе, изменение перспективы было достигнуто сокращением фокусного расстояния и приближением к предмету. Чтобы получить противоположное изменение перспективы, следовало бы увеличить фокусное расстояние и отойти от предмета дальше.

Две возможности вариобъективов:
Изменение композиции Изменение перспективы

Зачем же намеренно ограничивать свои возможности, используя простой объектив? Простые объективы существовали задолго до появления вариобъективов и по-прежнему имеют много преимуществ над своими более современными аналогами. Когда зумы впервые появились на рынке, их использование означало принесение в жертву значительной части оптического качества. Однако более современные высококачественные вариобъективы в целом не вносят заметных ухудшений в качество изображения, если не всматриваться тренированным глазом (или не печатать очень большой оттиск).

Основными преимуществами простых объективов являются стоимость, вес и скорость (светосила). Недорогие простые объективы как правило могут обеспечить не худшее (если не лучшее) качество изображения по сравнению с дорогостоящими вариобъективами. Кроме того, если мы рассматриваем зум с небольшим диапазоном фокусных расстояний, простой объектив с аналогичным фокусным расстоянием будет значительно меньше и светлее. Наконец, лучшие простые объективы практически всегда обеспечивают лучшую светосилу (максимальную диафрагму), чем наилучшие зумы — что порой бывает критично для съёмки спорта или в театре в условиях низкой освещённости, когда необходима малая глубина резкости.

Для компактных цифровых камер объективы, на которых указан зум 3x, 4x, и т. д., это число означает диапазон между наименьшим и наибольшим фокусным расстоянием. Таким образом, большее число необязательно означает, что изображение может быть сильнее увеличено (поскольку у этого зума может просто быть более широкий угол на минимальном фокусном расстоянии). Кроме того, цифровой зум — это не то же самое, что оптический, поскольку в нём увеличение изображения достигается за счёт интерполяции. Прочтите то, что написано мелким шрифтом, чтобы убедиться, что вас не ввели в заблуждение.

Влияние диафрагмы или число f

Диапазон ступеней диафрагмы объектива означает степень, в которой объектив может быть открыт или закрыт, чтобы пропустить больше или меньше света, соответственно. Диафрагмы указываются в терминах чисел f, которые количественно описывают относительную площадь светопропускания (показано ниже).

Примечание: данное сравнение приблизительно: лепестки диафрагмы редко образуют
идеальный круг, поскольку обычно диафрагма состоит из 5-8 лепестков.

Учтите, что чем больше площадь светопропускания, тем меньше число f (это часто сбивает с толку). Эти два термина часто ошибочно взаимозаменяют. Остаток этой статьи рассматривает объективы как диафрагмы. Объективы с более широкими диафрагмами часто называют более «быстрыми», поскольку при одинаковой светочувствительности ISO для одинаковой экспозиции может использоваться более короткая выдержка. Кроме того, меньшая диафрагма означает, что объекты могут оставаться в фокусе в большем диапазоне расстояний, эта концепция описывается термином «глубина резкости».

число f влияние на параметры съёмки:
Площадь светопропускания
(размер диафрагмы)
Выдержка Глубина резкости
Больше Меньше Дольше Шире
Меньше Больше Короче Уже

При покупке объективов обращайте внимание на характеристики, где указана максимальная (и иногда минимальная) возможная диафрагма. Объективы с большим диапазоном диафрагм обеспечивают большую гибкость как по возможной выдержке, так и по глубине резкости. Максимальная диафрагма является, вероятно, самой важной характеристикой объектива и зачастую указывается на коробке вместе с фокусным расстоянием.

Коробки объективов Canon

Число f может быть также указано как 1:X (вместо f/X), как например на объективе Canon 70-200 f/2.8 (его коробка показана выше, и на ней написано f/2.8).

максимальная диафрагма в формате 1:X

Съёмка портретов, а также в театре или на спортивных соревнованиях часто требует от объектива максимально возможных диафрагм, чтобы обеспечить короткие выдержки или малую глубину резкости, соответственно. Малая глубина резкости при съёмке портрета помогает отделить предмет съёмки от фона. Для цифровых камер объективы с большей диафрагмой обеспечивают значительно более яркое изображение в видоискателе, что может оказаться критичным для съёмки ночью и в условиях малой освещённости. Зачастую они также обеспечивают более быстрый и точный автофокус при малой освещённости. Ручная фокусировка также упрощается, поскольку изображение в видоискателе имеет меньшую глубину резкости (таким образом проще заметить, когда объект попадает в фокус).

Типовые максимальные диафрагмы Относительная светосила Типовые объективы
f/1.0 32x Лучшие доступные простые объективы
(потребительские)
f/1.4 16x Хорошие простые объективы
f/2.0 8x
f/2.8 4x Лучшие вариобъективы
(с постоянной диафрагмой)
f/4.0 2x Лёгкие зумы или супертелефиксы
f/5.6 1x

Минимальные диафрагмы объективов обычно далеко не так важны, как максимальные. Они редко используются в связи с размытием снимка в результате дифракции, а также поскольку могут потребовать невозможно долгих выдержек. В случаях, когда нужна экстремальная глубина резкости, можно использовать объективы с меньшей максимальной диафрагмой (большим числом f).

Наконец, некоторые зумы на цифровых зеркальных и компактных цифровых камерах часто указывают диапазон максимальных диафрагм, поскольку величина диафрагмы может зависеть от фокусного расстояния. Эти диапазоны диафрагм определяют только максимальные возможные диафрагмы, а не полный диапазон. Например, f/2.0-3.0 означает, что максимально возможная диафрагма постепенно уменьшается от f/2.0 (на самом широком угле) до f/3.0 (на максимальном фокусном расстоянии). Основное преимущество вариобъектива с постоянной максимальной диафрагмой состоит в том, что параметры экспозиции более предсказуемы независимо от фокусного расстояния.

Учтите также, что даже если максимальная диафрагма объектива не может быть использована, это необязательно означает, что такой объектив не нужен. Аберрации объективов обычно меньше, когда используется экспозиция на одну или две f-ступени меньше максимального раскрытия (например, при использовании f/4.0 на объективе с максимальной диафрагмой f/2.0). Это может означать, что для фотографии при диафрагме f/2.8 объектив с f/2.0 или f/1.4 может достичь более высокого качества, чем объектив с максимальной апертурой диафрагмы f/2.8.

Прочие соображения включают в себя цену, размер и вес. Объективы с большими максимальными апертурами диафрагмы обычно намного тяжелее, больше и дороже. Размер и вес могут быть критичны для съёмок дикой природы, походов и путешествий, поскольку в них оборудование подлежит длительным переноскам.

Фокусное расстояние объектива: что это такое, для чего оно нужно и как правильно его определить

Важнейшим элементом любого фотоаппарата или камеры является объектив. Каждый фотограф подтвердит, что при выборе техники прежде всего необходимо обращать внимание на его характеристики. И основная из них – фокусное расстояние. Однако если вы только начинаете разбираться в системе устройства фотоаппарата и не знаете, как определить фокусное расстояние объектива и что это такое в принципе, то предлагаем разбираться вместе!

Что такое фокусное расстояние объектива?

Объектив является системой, которая состоит из последовательно расположенных линз (их несколько). Когда происходит съемка объекта, его изображение попадает в объектив. Там происходит преломление изображения, а затем оно сводится в одной точке. Эта точка расположена на некотором расстоянии от задней части объектива, она и называется фокусом. А фокусное расстояние линзы – это, в свою очередь, величина, определяющая расстояние от системы линз до фокуса.

В чем измеряется фокусное расстояние? . В миллиметрах. Это — основная единица измерения данного показателя.

На заметку! От фокусного расстояния зависит тип объектива, а также его основная область применения.

Какие виды объективов существуют?

  • Телеобъективы. они предназначены для съемки спортивных мероприятий или природных явлений. Как правило, фокусное расстояние таких устройств устанавливается на отметке от 135 мм и выше;
  • Объективы с длинным фокусом пригодны для жанровой съёмки и портретов. Их фокусное расстояние варьируется в диапазоне от 70 до 135 мм, где 70 – это минимально допустимое значение, а 135 – максимальное фокусное расстояние;
  • Традиционные объективы, продающиеся совместно в фотоаппаратами. Их обычно применяют начинающие фотографы и любители при жанровой, портретной и других видах съемок. Оптимальное фокусное расстояние для портрета составляет от 35 до 70 мм;
  • Широкоугольные объективы идеальны для съемки архитектурных объектов или пейзажей, их фокусное расстояние обычно находится в промежутке от 21 до 35 мм;
  • Сверхширокоугольные объективы также подходят для вышеуказанных целей, но их фокусное расстояние обычно составляет менее 21 мм.

Именно такое распределение функциональных особенностей объективов с разным фокусным расстоянием определено законами физики и их оптическим оснащением (линзами). Чем меньшим будет фокусное расстояние камеры, тем больше подробностей поместится в кадр: картинка станет содержательнее, а фотографируемые объекты зрительно расположатся как будто дальше от фотографа. И наоборот: если фокусное расстояние будет характеризоваться большой величиной, то объектив станет визуально приближать объекты.

На что влияет фокусное расстояние объектива:

  • на итоговую картинку;
  • перспективу;
  • размытие.

Как влияет фокусное расстояние объектива на картинку?

Теперь, когда про фокусное расстояние объектива вы знаете немного больше, поговорим о том, как оно влияет на картинку.

Широкоугольные объективы покажут во всей красе пейзажи и архитектуру. На таких снимках люди будут выступать в качестве дополнения к основному сюжету, где главные герои – природа и здания.




Объективы с нормальным фокусным расстоянием обеспечивают получение снимков, практически соответствующих восприятию картинки человеком на том же расстоянии, на котором от снимаемых объектов находится камера.

Портретные объективы являются «спонсорами» красивого размытого фона, они акцентируют фокус на лице и деталях. Задний план в этом случае будет нечетким, но в этом как раз и есть ключевое преимущество портретов. Именно такие снимки позволяют наслаждаться красотой человека, особенно если это сюжетная или профессиональная индивидуальная съемка.




На заметку! А вот если фокусные расстояния используемых объективов будут свыше 105 мм, то на итоговых фото масштаб увеличится настолько, что даже ребёнок там не поместится.

Связанной величиной является и угол обзора фотоаппарата, на который влияет то же фокусное расстояние объектива. Если у последнего значение фокусного расстояния маленькое, то угол обзора его будет больше, и наоборот. Посмотреть, каким станет угол обзора камеры при разных фокусных расстояниях можно в специальной таблице.

Фокусное расстояние человеческих глаз

Если говорить о прототипе камеры с оптической системой увеличения, то, бесспорно, основная бионическая модель, работающая по той же схеме и имеющая фокусное расстояние, это человеческий глаз. Глаза человека проделывают большую работу и являются сложным механизмом.

Когда мы обращаем своё внимание на что-либо, то концентрируемся на том или ином объекте, другом человеке, какой-то мелочи. Мы даже не берём в голову то, что в это время глаза проделывают сложную динамическую работу: идет мгновенная оценка удаленности до объекта, его размера и других характеристик.

Одновременно в нашем мозге происходит оценка всех полученных от глаз образов и в конце концов получается собирательная «фотография» из того, что за короткое время увидели глаза. Это зависит и от такой характеристики, как угол зрения. Поэтому и существует зависимость фокусного расстояния от угла обзора.

Человеческий глаз имеет угол обзора около 150-160 градусов по горизонтали и 120-130 градусов по вертикали. Центральный угол обзора составляет порядка 45-60 градусов. Если переводить эти величины в миллиметры фокусного расстояния, то выйдет примерно 22 мм. Именно поэтому сравнить фокусное расстояние человеческого глаза можно с широкоугольным объективом. Хотя и тут есть свои сложности. Из-за специфического строения глаза и его преломляющих структур человек воспринимает пространство и перспективу немного по-другому (почти как на портретом, нормальном объективе с фокусным расстоянием в 40-43 мм).

Фиксы и зумы

Фиксы и зумы – это особые виды объективов, предназначенные для разных задач. Поэтому при покупке столь важной составляющей нужно знать, какие имеют особенности фокусные расстояния эти разновидности объективов.

Фиксами (от английского «fix» – «фиксировать») называются объективы, у которых фокусное расстояние фиксированное, и его нельзя изменить никаким образом (к примеру, только 85 мм или 135 мм). Также в них отсутствует подвижная система линз. Если фотографу необходимо приближение или отдаление объекта, то придётся идти в предпочтительную точку для съёмки самому, а не регулировать кольцо на фотоаппарате.

  • Легкость и комфорт в использовании;
  • Отличные значения светосилы (они начинаются от f=1,4, а у более дорогих моделей от f=0,95);
  • Оптимальная стоимость. Они дешевле по цене аналогичных по качеству зумов;
  • Хорошее качество фотографий;
  • Долгий срок службы и устойчивость к поломкам;
  • Наличие возможности применять светофильтры.




Минусы фиксов:

  • “Однобокость”. Смену точки съёмки (приближаться и отдаляться) придется осуществлять самому;
  • Необходимость покупки других объективов с разным диапазоном фокусных расстояний;
  • Отсутствие столь важного показателя, как универсальность. В путешествия лучше покупать зум, чтобы не везти целый «букет» фиксов;
  • Необходимость смены объективов (иногда частой);
  • Ограниченные возможности и неудобство в использовании. Например, при съемке в природных условиях бывает необходимо быстро и многократно менять объективы, что несёт за собой небрежность, приводящую к загрязнению оптической системы.

Плюсы зумов:

  • Автоматический процесс съемки, не требующий необходимости смены места для приближения или отдаления;
  • Один объектив может заменить тысячи многих, которые не нужно брать с собой.
  • Много весят из-за оптической системы подвижных линз;
  • Обладают малыми значениями светосилы;
  • Из-за подвижности линз в объективе отсутствует резкость, поэтому зум не может в полной мере её обеспечить;
  • Дорого стоят;
  • Быстро выходят из строя по сравнению с фиксами.

Как фокусное расстояние объектива влияет на перспективу?

Если уж говорить о фокусном расстоянии, нельзя не упомянуть про то, как оно влияет на отражение перспективы на снимках. Перспектива – это собирательное изображение, которое передает соотношение объектов в соответствии с их реальными размерами и удаленностью как друг от друга, так и от точки наблюдения.

Каждый из нас не раз наблюдал, что объекты, которые находятся намного дальше в зоне видимости, кажутся крошечными, а широкая дорога сужается в тоненькую ниточку к горизонту. Это и есть проявление перспективы в видимой дали.

Через объектив фотокамеры перспектива может выглядеть по-разному. Чем фокусное расстояние больше, тем более сжатым на снимке будет казаться перспектива, а дальние объекты останутся маленькими. А вот чем меньше фокусное расстояние, тем перспектива будет более растянута, а удалённые объекты визуально приблизятся.



Как влияет фокусное расстояние объектива на размытие?

Размытый фон – это именно та характеристика фото, которая придает снимку большую выразительность. На него влияют несколько значимых факторов: дистанция фокусировки, расстояние до фона, фокусное расстояние и диафрагма. Параметры диафрагмы (f-числа) и дистанции фокусировки необходимо уменьшать, чтобы размытие было большим.

А вот фокусное расстояние определяет степень размытия наоборот: если нужно добиться большего показателя, то значения фокусного расстояния придется увеличить. Этот же принцип действует и для расстояния до фона (чем оно больше, тем больше и размытие).




Как рассчитать фокусное расстояние для кропа?

Основная формула фокусного расстояния в физике достаточно проста и её можно изобразить как f=CxD/W, где С – это ширина матрицы в миллиметрах, D – удалённость фотокамеры от объекта в метрах, а W – ширина наблюдаемого объекта. У фокусного расстояния единицей измерения в конечном итоге будут миллиметры. Но чтобы ответить на вопрос о том, как найти и определить фокусное расстояние линзы для кропа, придется немного разобраться.

Качество итоговых фото зависит от матрицы фототехники. У любой матрицы имеется свое разрешение: она содержит светочувствительные элементы, которые называются пикселями. На сегодняшний день среднее число пикселей у матриц различных объективов варьируется в пределах 16-36 миллионов. Однако для всех матриц действует одно правило: чем она меньше, тем угол обзора у объектива будет уже больше при одном и том же значении фокусного расстояния. И для удобства расчета фокусного расстояния в соответствии с тем или иным углом обзора фотографы обращаются к двум понятиям: эквивалентному фокусному расстоянию (ЭФР) и кроп-фактору.

Эквивалентное фокусное расстояние — это такая характеристика, которая определяет значение фокусного расстояния у объектива полнокадровой фотокамеры с соответствующим углом обзора. Его нужно знать, чтобы учитывать, какой у данного объектива будет угол обзора.

Чтобы самому произвести расчёт ЭФР, надо вычислить кроп-фактор (от английского «crop» и «factor» – «обрезать», «множитель»). Этот показатель – условный, он отражает изменения обзорного угла техники, если ее используют с меньшими по размеру матрицами.

Его можно вывести, если сопоставить матричные диагонали цифровой техники с обычным стандартам пленочным кадром с размерами 24*36 мм. Сегодня производят камеры с полноразмерной матрицей (Full frame, FF) и уменьшенной (Crop). Так вот если у диагонали матрицы с меньшим размером значение будет меньше размера полнокадровой в 2 раза, то ее кроп-фактор будет равен также двум. А если будет меньше в 2,7 раз – то кроп-фактор будет равен 2,7.

Когда значение кроп-фактора известно, возможен и расчет эквивалентного фокусного расстояния. Для этого фокусное расстояние объектива нужно умножить на кроп-фактор. К примеру для кроп-камеры с объективом, у которого фокусное расстояние равно 50 мм, а кроп-фактор 2, эти перемноженные значения дадут 100 мм. Это и будет ответом на то, как рассчитать фокусное расстояние объектива для кропа.

Заключение

Фокусное расстояние – один из главных факторов, который должен учитывать любой фотограф, будь это съемка на природе или семейное фото в студии, или другой жанр. Выбор объективов целесообразнее осуществлять в соответствии с объектами, съёмку которых нужно будет проводить. Как узнать какое фокусное расстояние линзы лучше? В этом поможет практика. Экспериментируйте, ведь фотография – это искусство, которое позволяет реализовывать и развивать творческий потенциал как у новичка, так и у опытного фотографа.

Что такое фокусное расстояние и почему это важно в фотографии?

смотреть сквозь линзы горной сцены

Если вы новичок в фотографии, один из первых терминов, который вам подбрасывают, – фокусное расстояние. Вы покупаете камеру и объектив? Вы должны решить, какое фокусное расстояние вам нужно. Если вы ищете объектив, который увеличивает изображение, то существует множество различных фокусных расстояний. Как решить, какое фокусное расстояние лучше выбрать? К концу этой статьи вы поймете, что такое фокусное расстояние. Начнем с научного определения. Оно предназначено для фотографов, которые хотят разобраться во внутреннем устройстве своих камер и объективов. Но для большинства фотографов важны практические последствия фокусного расстояния. Поэтому мы рассмотрим, как различные фокусные расстояния влияют на фотографии, которые мы делаем.

Определение и объяснение фокусного расстояния

Так что же такое фокусное расстояние? Начнем с оптического определения фокусного расстояния. Определение фокусного расстояния может быть очень техническим. Но для этой статьи мы постараемся максимально упростить его. Фокусное расстояние – это расстояние между матрицей вашей камеры и точкой наибольшей резкости объектива при фокусировке камеры на бесконечность.

Как измеряется фокусное расстояние

В вашем объективе много различных кусочков стекла. Эти элементы взаимодействуют между собой, направляя свет в вашу камеру. На пути к матрице есть точка, где свет сходится или пересекается. Это и есть точка наибольшей резкости. Производители объективов провели тестирование и подсчеты. Они измерили расстояние между этой точкой схождения и матрицей камеры. Это и есть фокусное расстояние объектива. Они маркируют каждый объектив фокусным расстоянием в миллиметрах (мм). объектив фотоаппарата с фокусным расстояниемПосмотрите на эту схему, показывающую боковой вид линзы. Свет поступает в переднюю часть линзы. Он проходит через множество слоев стекла различной формы и изгибов. Эти элементы фокусируют свет для получения более четкого изображения. В данном примере точка наибольшей резкости, или точка конвергенции, находится на расстоянии 28 мм от матрицы камеры. Поэтому фокусное расстояние этого объектива составляет 28 мм. Гриб, показывающий малую глубину резкости

Фокусное расстояние на практике

Теперь вы знаете официальное определение фокусного расстояния и способы его измерения производителями. Но как различные фокусные расстояния влияют на то, как выглядят ваши фотографии? Давайте посмотрим, как фокусное расстояние влияет на вашу фотографию на практике.

Угол обзора

примеры фокусных расстояний

Фокусное расстояние влияет на угол обзора. Угол обзора – это то, какую часть мира может увидеть объектив вашей камеры. Объектив с более коротким фокусным расстоянием, например 24 мм, может увидеть большую часть сцены, чем объектив с большим фокусным расстоянием, например 300 мм. Объективы с меньшим фокусным расстоянием дают более широкий обзор. Если вы смотрите прямо перед собой, площадь, которую вы можете видеть, составляет около 55. Это ваш угол обзора. Периферийное зрение дает большее поле зрения. Но области вне центра не находятся в фокусе. Чтобы увидеть больше, нужно повернуть голову. Объектив с фокусным расстоянием 43 мм захватывает аналогичную часть сцены – около 53. 50-миллиметровые объективы популярны, потому что они снимают мир очень близко к тому, каким мы его видим. Фотографы иногда называют 50-мм объектив nifty-fifty.

В этой таблице показан угол обзора для объективов с популярными фокусными расстояниями.
Угол обзора

Магнификация

сравнение трех фокусных расстояний увеличения бизона на снегу

Фокусное расстояние также влияет на то, насколько близкими кажутся объекты. Объектив с большим фокусным расстоянием увеличивает объекты, в результате чего они кажутся ближе. Если вы фотографируете далекие объекты, используйте объектив с большим фокусным расстоянием, например 400 мм или 800 мм. Угол обзора будет меньше, но увеличение будет больше. Фокусное расстояние объектива определяет, насколько увеличенными выглядят ваши фотографии. Чем выше число, тем больше увеличение объектива. Различные фокусные расстояния меняют степень визуального приближения объекта съемки.

Перспективное сжатие

Фокусное расстояние сравнения четырех банок, показывающее перспективное сжатие

Фокусное расстояние также влияет на то, как объекты выглядят по отношению друг к другу. Объективы с большим фокусным расстоянием сжимают сцену и заставляют элементы сцены выглядеть ближе друг к другу. Сравните эти четыре фотографии одного и того же объекта с разным фокусным расстоянием. Три банки с супом остались в том же положении. Они были расположены на расстоянии 10 дюймов (около 25 см) друг от друга. Камера была отодвинута назад, чтобы банки были кадрированы одинаково. Банки кажутся более удаленными друг от друга на 24 мм, чем на 135 мм. На расстоянии 300 мм банки кажутся почти рядом друг с другом. Также обратите внимание на относительный размер банок. На 24 мм передняя банка намного заметнее остальных. На расстоянии 300 мм банка сзади выглядит такой же большой, если не больше, чем банки впереди. Помните, банки не перемещались. Этот зрительный обман называется сжатием перспективы. Объективы с большим фокусным расстоянием как бы сжимают объекты. Объективы с меньшим фокусным расстоянием визуально увеличивают пространство между объектами. Вы можете выбрать, какой из них подходит для вашей сцены.

Фокусное расстояние в сравнении с длиной объектива

сравнение длины двух объективов с одинаковыми фокусными расстояниями

Фокусное расстояние имеет отношение к внутреннему устройству объектива. Это не физическая длина объектива от стекла на переднем элементе до крепления объектива, которое крепится к вашей камере. Объективы могут иметь одинаковое фокусное расстояние и сильно отличаться по физическим размерам. Эти два объектива имеют одинаковые фокусные расстояния (16-35 мм). Но они имеют разную внутреннюю конструкцию. Более подробную информацию о том, как устроены объективы, можно найти в руководстве для начинающих по объективам фотокамер.

Как матрица фотоаппарата влияет на фокусное расстояние

Камера напрямую не влияет на фокусное расстояние. Но размер матрицы вашей камеры может повлиять на то, насколько увеличенными получаются ваши фотографии. Сюжет объектива, установленного на камеру с матрицей APS-C (кроп), будет выглядеть более увеличенным, чем объектив с таким же фокусным расстоянием, установленный на полнокадровую камеру. Именно тогда в дело вступает кроп-фактор камеры. При определении фокусного расстояния объективы тестируются на камерах с полнокадровой матрицей. Полнокадровые камеры эквивалентны некогда популярным 35-мм пленочным камерам и стали стандартом для измерения фокусного расстояния. Но некоторые камеры имеют меньшие матрицы. Например, многие камеры имеют матрицу APS-C. Он примерно в 1,5 раза меньше, чем полнокадровый сенсор. Это и есть кроп-фактор камеры. Объектив с фокусным расстоянием 28 мм выглядит так же, как объектив 42 мм, если он установлен на камеру с меньшей матрицей. Воспринимаемое фокусное расстояние иногда называют эквивалентным или эффективным фокусным расстоянием. Формула кроп-фактора фокусного расстоянияВсе объективы маркируются фокусным расстоянием, как будто они установлены на полнокадровую камеру. Даже если объектив был разработан для камеры с кроп-сенсором, это именно так. Это не проблема, если у вас кроп-сенсор. Вы привыкаете к тому, как объектив выглядит на вашей камере. Но если кто-то предлагает вам использовать или купить 50-мм объектив, знайте, что на вашей камере он будет кроп-объективом. Он будет выглядеть как 75-мм объектив. Диаграмма сравнения размеров полнокадрового и кроп-сенсораЕсли вы хотите узнать больше о кроп-сенсорах, обратитесь к нашей статье размер сенсора фотоаппарата. В этой таблице приведены эквивалентное фокусное расстояние и угол обзора для объективов с популярными фокусными расстояниями.

Эквивалентное фокусное расстояние
Кроп-фактор 1,5x
Угол обзора

Зум против прайм-объективов

Точка схода тоннеля метро

Объективы делятся на две категории в зависимости от того, могут ли они менять фокусное расстояние. Если объектив имеет одно фиксированное фокусное расстояние, то это прайм-объектив. Если объектив может менять фокусное расстояние, то это зум-объектив. В целом, простые (прайм) объективы более резкие и часто имеют более широкую диафрагму. Зум-объективы позволяют изменять угол обзора и увеличение в диапазоне фокусных расстояний. Например, зум 16-35 мм охватывает все фокусные расстояния от 16 до 35 мм. Вы можете выбрать 20 мм, 24 мм или 30 мм, повернув оправу объектива. Это дает большую универсальность. Большинство объективов с переменным фокусным расстоянием физически становятся длиннее при увеличении. Производители объективов маркируют зум-объективы, указывая наименьшее и наибольшее фокусные расстояния. Группировка фокусных расстояний В фотографии мы группируем объективы по их фокусному расстоянию. Например, объективы считаются широкоугольными, если их фокусное расстояние меньше 35 мм, а телеобъективы – больше 70 мм.

Широкоугольные объективы (менее 35 мм)

широкоугольный пейзаж морские стеки скалы на переднем плане

Объективы являются широкоугольными, если их фокусное расстояние составляет 35 мм или меньше Широкоугольные объективы позволяют получить широкую картину мира. Обзор более обширный, чем можно увидеть одним взглядом. Уличные фотографы и фотожурналисты используют объективы с меньшим фокусным расстоянием. Они могут приближаться к объектам съемки, работать в помещении и находиться в ограниченном пространстве. Эти объективы позволяют запечатлеть объект и контекст. Ландшафтные фотографы также любят короткие фокусные расстояния. Они могут снимать большие природные пейзажи, такие как горы и высокие водопады. Пейзажные фотографы используют преимущества широкоугольной перспективы. Вы можете сделать так, чтобы цветок на переднем плане выглядел более заметным, чем гора на заднем плане. Самые широкие объективы, обычно используемые в кинопроизводстве, также относятся к этому диапазону фокусных расстояний. Их поле зрения идеально подходит для отображения большого количества окружающей обстановки. А благодаря широкому соотношению сторон объекты съемки могут находиться достаточно далеко, чтобы не выглядеть искаженными. Но фотографы редко используют объективы с коротким фокусным расстоянием для портретов. Они настолько сильно увеличивают перспективу, что черты лица могут выглядеть неестественно.

Ультраширокоугольные и “рыбий глаз” (менее 16 мм)

Skateboarder taken with fisheye lens distortion

Объективы менее 16 мм иногда называют сверхширокоугольными. Примером сверхширокоугольного объектива является объектив “рыбий глаз”. Такие объективы часто считаются специализированными. Они создают настолько широкий угол обзора, что кажутся неестественными и искажают реальность. Ультраширокоугольные объективы часто используются в экшн фотографиях и архитектурной фотографии. При использовании для журналистских сюжетов сверхширокоугольные объективы могут обеспечить драматический, захватывающий ракурс, особенно если вы находитесь близко к объекту съемки. Например, зум 16-35 мм или 14-24 мм – важнейший инструмент в сумке фотографа, работающего с прессой. “Рыбий глаз” – это сверхширокоугольный объектив, который подчеркивает широкоугольные искажения. Объективы “рыбий глаз” обычно имеют размер от 4 мм до 16 мм и захватывают поле зрения до 180 градусов.

Стандартные объективы (35-70 мм)

Уличный портрет, снятый объективом 50 мм

Стандартный объектив имеет фокусное расстояние от 35 до 70 мм. Это самые распространенные объективы, как в формате прайм, так и в формате зум. Фокусное расстояние первого объектива, который вы получили вместе с камерой, вероятно, покрывает если не весь, то часть этого диапазона. Портретные фотографы часто используют стандартные объективы 50 мм, а 70 мм очень популярны. Объективы этого диапазона лучше всего передают то, что видят наши глаза. Они имеют минимальные искажения. Поэтому они подходят для документальной и уличной фотографии. Вы можете использовать объективы со стандартным фокусным расстоянием практически для любой съемки, от природы до экшена. Если вам нужен хороший объектив для прогулок, купите объектив с фокусным расстоянием от 35 до 70 мм. Популярный стандартный зум-объектив – 24-70 мм.

Телефото (70 мм) и супер-телефото (200 мм)

макрос одуванчика

Объективы называются телеобъективами, если их фокусное расстояние превышает 70 мм. Объективы длиннее 200 мм иногда называют супер-телефото. Объектив иногда называют коротким телеобъективом, если фокусное расстояние составляет от 70 мм до 135 мм. В настоящее время самый длинный телеобъектив в производстве составляет 800 мм. Фотографы используют телеобъективы всегда, когда фотографируют что-то на расстоянии. дикая природа и спортивные фотографы часто используют телеобъективы, чтобы приблизить объекты съемки. Фотографы-пейзажисты используют длиннофокусные объективы для съемки интимных пейзажей. Помните, что телеобъективы сжимают сцену и заставляют объекты выглядеть ближе друг к другу. Это не всегда то, чего хотят фотографы-пейзажисты. Портретные фотографы также могут использовать телеобъективы, например 85 мм, если они делают снимки крупным планом. Объектив сжимает объект съемки, и он выглядит более стройным. Часто это очень лестно. Многие популярные макрообъективы также относятся к категории телеобъективов. Фотографы используют макрообъективы для съемки деталей крупным планом. Телеобъектив-макро также дает вам немного рабочего пространства.

Лучшее фокусное расстояние для вашей фотографии

Лучшее фокусное расстояние для вашей фотографии зависит от того, типа фотографии вы любите снимать. Давайте найдем лучшие фокусные расстояния для каждого жанра фотографии.

Портретная фотография

Лучшие фокусные расстояния – от 50 до 135 мм, если вы любите фотографировать людей. Вы можете приобрести стандартные простые объективы типа 50 мм с меньшими искажениями. Или вы можете купить зум-объектив, охватывающий нижнюю часть диапазона, например, 24-70 мм или 24-105 мм. Также хорошим приобретением для вас будет короткий телеобъектив. Многие фотографы-портретисты используют объектив 70-200 мм.

Уличная, документальная и туристическая фотография

Если вы любите путешествовать и фотографировать на улице, стандартный объектив – ваш друг. Объектив 24-70 мм является основным объективом для многих путешественников и уличных фотографов. Но многие уличные и путешествующие фотографы предпочитают использовать широкоугольные простые или зум-объективы в диапазоне 16-35 мм. Это позволяет им подобраться поближе и показать большую часть сцены. Если вы отправляетесь в неизвестность, возможно, вам стоит обратить внимание на объектив, который охватывает множество ситуаций, например 24-105 мм.

Архитектурная фотография

Архитектурные фотографы часто используют широкоугольные фокусные расстояния. Они могут снимать высокие здания на узких улицах. Или они могут находиться внутри здания, пытаясь запечатлеть узкий угол или величие собора. Широкоугольный объектив подходит для всего этого. Архитектурные фотографы могут даже достать сверхширокоугольный объектив (12-24 мм) или “рыбий глаз”, когда пространство становится тесным.

Спортивная фотография и фотография дикой природы

Спортивные фотографы и фотографы дикой природы имеют некоторые общие проблемы. Вы не сможете подойти близко к объектам съемки, поэтому без телеобъектива не обойтись. Вам нужен объектив 70-200 мм или 100-400 мм. Вам может понадобиться даже супертелеобъектив, если вы пытаетесь фотографировать птиц или игроков на большом поле. А 800-мм простые объективы созданы именно для таких ситуаций.

Ландшафтная фотография

Пеликан, снятый телеобъективом

Ландшафтные фотографы по-разному выбирают объективы. Вам может нравиться широкоугольный объектив 16-35 мм для грандиозных ландшафтов. Или вы можете выбрать телеобъектив 100-400 мм, чтобы запечатлеть детали сцены. Если вы любите фотографировать пейзажи, возможно, вам придется попробовать несколько разных объективов, чтобы понять, что подходит для ваших любимых пейзажных сцен.

Заключение

Техническое определение фокусного расстояния – это расстояние между точкой схождения линз объектива и матрицей камеры. Но для большинства фотографов важны именно практические различия между фокусными расстояниями. Фокусное расстояние объектива влияет на то, какую часть сцены вы можете запечатлеть, насколько визуально близко вы можете подойти к объекту съемки, а также на отношения между объектами в сцене. Широкоугольный объектив имеет короткое фокусное расстояние. Он видит более обширную область, чем человеческий глаз. Телеобъективы имеют большое фокусное расстояние. Они имеют гораздо меньший угол обзора, но приближают удаленные объекты. Выбор оптимального фокусного расстояния зависит от того, каким видом фотографии вы занимаетесь и как вы видите мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *