Частота обновления экрана 60 гц или 120 гц что лучше
Перейти к содержимому

Частота обновления экрана 60 гц или 120 гц что лучше

  • автор:

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

На рынке появляется все больше флагманских смартфонов, которые предлагают частоту обновления экрана 90 Гц или 120 Гц. Отказ от 60 Гц также начинают продвигать в смартфонах из среднего ценового сегмента, поэтому можно с уверенностью заявить, что фишка становится все более массовой.

Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии

Увеличение частоты обновления экрана особенно здорово используется маркетологами. Они вообще любят цифры, которыми легко можно описать превосходство одного гаджета над каким-либо другим. Тем не менее, качество экрана и всего смартфона в целом в реальном мире одной только частотой описать не получится. Но эта фишка сегодня на хайпе, поэтому многие, в первую очередь, обращают внимание именно на нее. Это большая ошибка. В данной статье я расскажу обо всем, что нужно знать про увеличенную частоту экрана. С одной стороны, это действительно здорово. С другой стороны, в смартфонах не меньше других важных характеристик. Здесь про это подробнее.

Что собой в принципе представляет частота обновления экрана

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Переключение режима экрана в настройках / Источник: 24world

Быть может, вам кажется, что информация на дисплее вашего смартфона находится в статичном положении, но это не так. На самом деле она пребывает в непрерывной динамике — каждый пиксель постоянно обновляется, демонстрируя данные, которые ему предоставляет процессор. Информация на экране меняется достаточно быстро и через равные промежутки времени. Это происходит настольно резко, что мозгу кажется, что изображение находится в статичном положении. Когда мы говорим о том, насколько быстро происходит смена изображения, мы как раз имеем ввиду частоту обновления.

Частота обновления экрана показывает, насколько быстро на нем меняется изображение. Она говорит о том, сколько таких итераций происходит каждую секунду, и измеряется в Герцах (Гц). Картинка на дисплее с частотой обновления 60 Гц меняется 60 раз в секунду, 90 Гц говорит про смену изображения 90 раз в секунду, а 120 Гц — это 120 итераций за все тот же промежуток времени. Экран с частотой обновления 120 Гц в современном флагманском смартфоне меняет изображение на экране в два раза быстрее, чем привычный дисплей на 60 Гц. 120 Гц — это также в четыре раза быстрее, чем 30 Гц, которые и использовали старые ламповые телевизоры.

Чисто технически увеличение частоты экрана также говорит про уменьшение задержки вывода информации — картинка на пикселях же меняется чаще. Например, чтобы информация на экране полностью обновилась при 60 Гц необходимо 16,6 мс, для 90 Гц это значения равно 11,1 мс, а при 120 Гц картинка готова полностью измениться всего за 8,3 мс. Нет, задержка не зависит от частоты обновления экрана на 100%. Тем не менее, именно количество пресловутых Герц вносит, вероятно, самый большой вклад во время от отправки картинки на набор пикселей до ее появления на экране.

Что значит высокая частота обновления экрана для пользователя

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Высокая частота обновления экрана наиболее актуальна в играх / Источник: PC Tech Mag

Смартфоны, в которых используются экраны с частотой обновления 90 Гц или 120 Гц, показывают любой движущийся контент более плавно. Тем не менее, нужно понимать, что, если по факту, листание бесконечных списков друзей в Facebook* или перематывание необъятного перечня входящих писем за последний час ничего не выигрывает от увеличения частоты обновления дисплея. Конечно, все подобные манипуляции становятся немного более приятными, но практический пользы это несет ровным счетом никакой. Тем более, что при использовании интерфейса увеличение частоты экрана не так уж и заметно.

Значение увеличения частоты вырастает, когда речь заходит про куда большее число динамичных графических элементов на экране. К примеру, когда дело доходит до игр, использование 90 Гц и 120 Гц становится заметно моментально. Главное, чтобы софт поддерживал соответствующую задачу. Если это так, игровой процесс становится куда более плавным, приятным, интересным. Те, кто регулярно проходят игры на персональных компьютерах, давно привыкли кичиться частотой обновления 120 Гц и 144 Гц — теперь примерно это же могут делать и владельцы современных флагманов на базе операционной системы Android.

Когда речь идет про графические элементы, это отнюдь не касается видеозаписей. В большинство роликов используется всего 24 кадра в секунду или 24 Гц. Поэтому даже экрана с частотой обновления 60 Гц для этого более чем достаточно — 90 Гц и 120 Гц в этом плане будут лишними.

Как пользователи реагируют на высокую частоту обновления

На видео выше, которое сняли ребята из Android Authority, хорошо видно, как люди реагируют на экран с увеличенной частотой обновления. Им не сказали, на что именно обратить внимание, и большинство вообще не заметило разницы. Да, 90 Гц и 120 Гц — это круто, но реально оценят это далеко не все.

Почему увеличение частоты экрана несет не только позитив

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Симуляция использования OnePlus 7 Pro в разных режимах экрана / Источник: Android Authority

Да, увеличение частоты обновления экрана несет не только положительные эмоции, но и несколько отрицательных моментов. Чем выше частота обновления экрана, тем быстрее разряжается аккумулятор. К примеру, при использовании OnePlus 7 Pro в режиме интернет-серфинга при разрешении Full HD и частоте обновления экрана 60 Гц во время теста он проработал практически 700 часов. Если же увеличить частоту обновления экрана до 90 Гц (значение можно самостоятельно изменить в настройках устройства), время автономной работы сокращается до 500 часов. Разница — 200 часов или почти 30%. Поразительное падение.

По большому счету, в OnePlus 7 Pro с 90 Гц еще можно жить — запаса энергии внутри аккумулятора достаточно. А вот при использовании Google Pixel 4 от режима 90 Гц большинство банально отказывается — автономность с ним становится некомфортно маленькой.

Конечно, чем с большей частотой работает экран, тем большую нагрузку на процессор она возлагает. Если речь про современное решение вроде Qualcomm Snapdragon 865 или что-то аналогично мощное, то здесь вопросов нет. Такая же ситуация с Apple A12x в iPad Pro 2018 года, экран которого работает с частотой обновления 120 Гц (ProMotion). А вот менее производительные решения от увеличения частоты могут пострадать. Они будут перегреваться, троттлить, снижая частоту, и в итоге удовольствия от их использования будет минимум. Поэтому 90 Гц и выше — удел флагманов.

Чем частота обновления экрана отличается от частоты сенсора

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Частота сенсора влияет на скорость считывания действий на экране / Источник: Pinterest

Частота сенсора, которая также измеряется в Гц, объясняет, насколько быстро экран реагирует на прикосновения к нему. У каждого современного смартфона есть специальный сенсорный слой, который также считывает информацию заданными итерациями — определенное число раз в секунду. Чем выше это значение, тем более отзывчивым кажется устройство. От частоты обновления сенсора также зависит время условной задержки, и на это больше всего внимания обращают производители современных игровых смартфонов. Они пытаются выудить дополнительное преимущество для геймеров, что особенно актуально в онлайн-зарубах.

В общем, когда производитель говорит, что у дисплея повышенная частота обновления, нужно уточнять, о чем именно идет речь — или про матрицу, или про сенсор. И первое, и второе достаточно важно во время использования смартфона или другого устройства, но характеристики достаточно разные.

Чем частота обновления экрана отличается от FPS в софте

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Call of Duty — одна из самых прогрессивных с точки зрения частоты обновления экрана мобильных игр / Источник: TechRadar

Многие намеренно или случайно путают частоту обновления экрана, которая измеряется в Герцах, с частотой кадров в играх и другом софте, обозначаемой FPS. Первый показатель указывает на число кадров в секунду, которую экран готов показать. Второй показатель говорит про число кадров, которое на экран готовы послать процессор вместе с графической системой. Если экран не поддерживает 120 Гц, то 120 FPS на нем не увидишь. По большому счету, экран на 60 Гц будет показывать картинку при 60 FPS и 120 FPS абсолютно одинаково. А вот ущербность 20–30 FPS будет хорошо видно и на 60 Гц, и на 120 Гц.

Как увеличить частоту обновления экрана своего смартфона

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

Samsung Galaxy S20 с переключением частоты обновления дисплея / Источник: 24world

В большинстве Android-смартфонов, которые поддерживают увеличенную частоту обновления экрана, активировать или изменить ее значение получится через настройки. Новинки выходят регулярно, и вот несколько толковых аппаратов, которые умеют работать с 90 Гц и 120 Гц:

  • Samsung Galaxy S20 — 120 Гц;
  • OnePlus 7T (Pro) — 90 Гц;
  • Realme X50 Pro 5G — 90 Гц;
  • ASUS ROG Phone 2 — 120 Гц;
  • Google Pixel 4 (XL) — 90 Гц.

Важно также понимать, что в некоторых гаджетах (например, в линейке Samsung Galaxy S20) режим работы с увеличенной частотой недоступен при максимальном разрешении экрана. Это связано с заботой про производительность и время автономной работы, о которых шла речь выше по тексту.

Стоит ли сегодня покупать гаджет с большой частотой экрана

Частота обновления экрана: чем отличаются 60 Гц, 90 Гц и 120 Гц

ASUS ROG Phone с поддержкой 120 Гц / Источник: GSMArena

На рынке появляется все больше смартфонов с частотой обновления экрана 90 Гц или 120 Гц. Процесс уже запущен, поэтому в будущем практически все флагманы и близкие к ним гаджеты будут оборудованы данной особенностью. Это здорово, и лишним назвать это отнюдь нельзя. Тем не менее, как я уже отмечал выше, одной только частотой экрана перечень его технических характеристик не ограничивается. Важно также учитывать яркость, контрастность, реалистичность цветов, размер, разрешение, плотность пикселей и многое-многое другое — даже отношение площади экрана к размеру панели.

Внимание: в статье частично использовались материалы Android Authority.

* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.

Почему частота обновления экрана имеет значение: от 30 до 540 Гц

Действительно ли более высокие частоты обновления лучше подходят для гейминга? Да, это так. В этой статье мы покажем, почему частоты обновления, часто называемые "избыточными", "излишними" или "нерентабельными", на самом деле могут давать больше преимуществ, чем вы могли бы подумать. Если вам интересно, как влияет на четкость движущегося изображения частота обновления экрана 30, 60, 120, 240 и даже 540 Гц, наша статья для вас.

За многие годы тестирования компьютерных мониторов и другого «железа» мы встречались с различными мнениями. Многие говорят, что для современных игр достаточно 60 FPS (или даже 30 FPS), а более высокая частота кадров или частота обновления экрана – особенно в однопользовательских играх – не дает никаких реальных преимуществ. Некоторые даже заявляют, что визуальное качество геймплея с меньшей частотой кадров лучше, потому что меньшая частота кадров позволяет установить более высокие графические настройки.

Когда размытость движущегося изображения меньше, картинка выглядит лучше – этот аспект часто упускают из виду, говоря о качестве изображения и частоте кадров, например, сравнивая режимы 30 FPS Quality и 60 FPS Performance на игровых консолях.

Однако во многих случаях формула «ниже частота – выше качество» не работает. Она не учитывает тот факт, что более высокая частота обновления современных дисплеев обеспечивает не только более гладкий геймплей, но и меньшую размытость картинки.

Более высокая частота обновления = лучшая гладкость

Более высокая частота обновления улучшает игровой опыт в трех основных аспектах: задержка ввода, гладкость геймплея и четкость изображения. В этой статье мы будем рассматривать главным образом третий аспект, но сначала уделим немного внимания задержке ввода и гладкости, поскольку здесь также сосредоточены заметные преимущества современных высокочастотных мониторов.

С повышением частоты обновления гладкость улучшается, поскольку в единицу времени укладывается больше кадров, которые способен воспроизвести дисплей. Это заметно невооруженным глазом, если параллельно запустить видеоролики с частотой кадров 30 и 60 FPS. Чем больше кадров отображает дисплей, тем меньше отличаются друг от друга соседние кадры, благодаря чему движущаяся картинка получается более гладкой. Некоторые разработчики игр пытаются замаскировать недостаточную плавность движения с помощью эффекта motion blur, когда кадры специально «сплавляются» друг с другом, чтобы на низкой частоте разница между отдельными кадрами была менее заметной. Однако, если настройку motion blur выключить, разница в гладкости между геймплеем с высокой и низкой частотой кадров становится очевидной.

Гладкость продолжает улучшаться и при повышении частоты обновления более 60 Гц. На частоте 120 Гц геймплей заметно глаже, чем на 60 Гц, а на 240 Гц – еще глаже. Насколько заметными визуально будут эти улучшения – зависит от индивидуальной чувствительности вашего восприятия гладкости движущегося изображения.

Более высокая частота обновления = меньшая задержка

При повышении частоты обновления задержка ввода уменьшается, так как уменьшается временной промежуток между действием пользователя посредством мышки, клавиатуры или джойстика и отображением этого действия на экране. При частоте обновления 60 Гц дисплей обновляется каждые 16.7 мс, а при частоте 120 Гц – каждые 8.3 мс. Например, ваша мышка передает новые данные в игру каждую миллисекунду (при частоте опроса шины 1000 Гц), и при частоте обновления 120 Гц для отображения этих данных на экране потребуется примерно вдвое меньше времени, чем при частоте обновления 60 Гц. Это означает, что у 120-герцового дисплея задержка ввода, то есть время между вводом данных и ближайшим обновлением дисплея, меньше, или – что этот дисплей более отзывчив (обладает лучшим откликом).

Это особенно важно для многопользовательских игр, где меньшая задержка позволяет быстрее и точнее поразить противника, то есть дает игроку потенциальное соревновательное преимущество перед теми, кто играет с меньшей частотой обновления, или просто возможность улучшить свои игровые навыки. Это актуально и для однопользовательских игр, поскольку низкая задержка означает лучший отклик во взаимодействиях персонажей и при изменении ракурсов камеры, что улучшает игровой опыт в целом, делая его более динамичным. Кроме того, быстрый отклик в однопользовательских играх облегчает выполнение действий с высокой чувствительностью к задержке, таких как прицеливание или хронометраж движения.

Более высокая частота обновления = лучшая четкость движения

Улучшение четкости игровой картинки при повышении частоты обновления – это тот аспект, который, на наш взгляд, наименее освещен в популярных источниках и часто не принимается во внимание при обсуждении темы, почему стоит вкладывать деньги в высокочастотные игровые мониторы и играть с высокой частотой кадров. Преимущество высокой частоты обновления обусловлено, прежде всего, общей особенностью современных мониторов, как LCD, так и OLED: эти дисплеи работают по принципу sample-and-hold, то есть держат на экране текущий кадр в течение всего периода обновления, пока не появится следующий кадр, без пауз или черных промежутков между кадрами.

Если проследить глазами по экрану за движущимся объектом, например, за врагом, в которого вы прицеливаетесь, или за интересным элементом обстановки, картинка на дисплее sample-and-hold выглядит размытой. Это происходит потому, что глаза следят за непрерывно перемещающимся объектом, в то время как в действительности положение объекта на экране меняется дискретно с каждым обновлением кадра. В промежутке времени между обновлениями глаза продолжают отслеживать движение, но объект в это время неподвижен, поскольку дисплей удерживает текущий кадр. Это расхождение создает эффект размытости, аналогичный тому, который получается при фотосъемке неподвижного объекта движущейся камерой. Чем ниже частота обновления экрана, тем дольше удерживается на экране каждый кадр и, соответственно, тем дольше объект остается в одном положении до обновления кадра, и тем выраженнее эффект размытости. Более частые обновления экрана с меньшими отличиями соседних кадров друг от друга, наоборот, уменьшают эффект размытости на дисплеях этого типа, в чем и состоит преимущество высокочастотных мониторов с точки зрения четкости движущейся картинки.

1

Это можно пронаблюдать в действии с помощью теста Blur Busters UFO, в котором используется научный метод моделирования визуального эффекта размытости движущихся объектов, соответствующего воспроизведению видеоконтента с определенной частотой кадров. Для сравнения эффектов, возникающих при различных частотах обновления, мы использовали монитор Asus ROG Swift Pro PG248QP, поддерживающий частоту до 540 Гц – максимальную на сегодняшний день частоту обновления дисплеев пользовательского класса.

Преимущество в четкости изображения сравнительно медленно движущихся объектов

Начнем с относительно медленного движения объекта в реальном времени. Этот пример с НЛО соответствует скоростям однопользовательских игр со сравнительно медленным геймплеем. И при частоте обновления 30 Гц движение все равно получается очень размытым. Текст выше и ниже НЛО – неразборчивый, контуры самого НЛО – нечеткие, так что точно определить его положение невозможно. Описать инопланетянина в НЛО можно только в общих чертах, какие-то детали отметить сложно. Поэтому гейминг с частотой 30 Гц обычно мало кого устраивает, даже в однопользовательских играх.

Повышение частоты обновления до 60 Гц заметно улучшает четкость, хотя картинка остается несколько размытой. Текст становится более разборчивым и частично читаемым, а контуры НЛО – более определенными. Однако повышение частоты до 120 Гц/ 120 FPS дает нам гораздо более четкую картинку: текст в основном разборчив, контуры НЛО – достаточно резкие, и мы уже можем различать детали в изображении инопланетянина, например, количество глаз. Сопоставление этой картинки с результатом 30 Гц дает выраженный контраст: совершенно очевидно, что более высокая частота кадров или частота обновления экрана обеспечивает намного лучшее качество изображения, даже если объект движется сравнительно медленно.

Часто говорят, что для однопользовательского гейминга достаточно 120 Гц, и, хотя это справедливо для сравнительно медленных игр, частота 240 Гц все-таки заметно улучшает визуальный опыт. Когда мы повышаем частоту обновления до 240 Гц, текст становится отлично читаемым, и уже отчетливо видны самые мелкие детали, такие как белые квадраты на красном корпусе НЛО. Эти детали совершенно неразличимы при частоте 30 или 60 Гц и только частично различимы при 120 Гц. При частоте обновления 240 Гц изображение становится почти идеально четким.

Мы говорим "почти", потому что переход на 360 Гц еще больше улучшает четкость. На этом уровне движение передается практически в совершенстве; повышение частоты до 540 Гц дает уже незначительное преимущество. Но сравнение результатов 360 Гц и 120 Гц показывает, что, хотя последнюю частоту часто полагают достаточной, размытость картинки все-таки заметна. Когда мы смотрим на результаты 60 Гц и 30 Гц, такое впечатление, что здесь специально применен фильтр motion blur, хотя на самом деле это изображение с «оригинальной» размытостью, полученное на дисплее sample-and-hold. Очевидно, что более высокая частота обновления не только улучшает игровую производительность благодаря уменьшению задержки и повышению гладкости геймплея, но также обеспечивает намного лучший визуальный опыт.

2

Пример игрового контента, где преимущества высокой частоты обновления проявляются на практике, – эпизоды, включающие в себя прогулки или легкие пробежки по городу, в обстановке с большим количеством рекламных щитов и объектов с высокодетализированными текстурами. На 30- или 60-герцовом дисплее, когда игра идет с низкой частотой кадров, мелкий текст на рекламных щитах становится трудночитаемым из-за размытия. На 120 Гц читать билборды «на ходу» намного легче, а на 240 и особенно на 360 Гц эти внутриигровые элементы выглядят совершенно четко.

Преимущество в четкости изображения объектов, движущихся с умеренной скоростью

Теперь давайте рассмотрим движение с умеренной скоростью, с какой обычно перемещаются враги в перестрелках в однопользовательских или многопользовательских играх. Эти скорости можно назвать «стандартными»: достаточно быстро, но не слишком. На 30 Гц картинка получается совершенно размытой, так, что вы не можете различить никаких деталей и часто даже не можете своевременно распознать движение противника. На 60 Гц вы, вероятно, сможете указать область экрана, где находится противник, но для точного определения его позиции и каких-либо конкретных деталей изображение остается слишком размытым. На тестовой картинке текст выше и ниже НЛО совершенно нечитаем.

На 120 Гц становится возможным достаточно точно определить положение НЛО – существенный прогресс с точки зрения прицеливания в многопользовательских играх. Однако мелкие детали изображения на экране sample-and-hold остаются неотчетливыми, текст в основном нечитаем, но этот уровень четкости, безусловно, намного более приемлем для гейминга, чем обеспечиваемый более низкими частотами обновления.

На этом уровне скоростей наглядно проявляются преимущества более высоких частот обновления – становится понятно, почему эта характеристика монитора так важна для динамичных многопользовательских игр. На 240 Гц, в сравнении со 120-ю, текст уже можно частично разобрать, и мы можем различить намного больше деталей в изображении движущегося НЛО, например, линии на красном корпусе летающей тарелки. Благодаря такому улучшению четкости становится легче распознать противника в хаотичной обстановке, или когда он маскируется, поскольку вы можете различить достаточно много мелких деталей движущихся объектов.

Однако 240 Гц – это не предел совершенства. На 360 и на 540 Гц изображение становится еще более четким. Текст отлично читаем, мелкие детали видны намного более отчетливо, причем разница между картинкой на 360 Гц и на 540 Гц заметна. На таких высоких частотах обновления движущиеся объекты выглядят очень четко, особенно если сравнивать с размытой картинкой на 120 и тем более на 60 Гц. Эти результаты показывают, почему динамичные игры намного лучше смотрятся (и лучше реализуются) на высокочастотных мониторах.

Преимущество в четкости изображения быстро движущихся объектов

3

Наконец, рассмотрим движение со скоростями вдвое большими, чем в предыдущем примере. На практике такие скорости используются при быстром панорамном движении камеры в многопользовательских играх. Всё, что быстрее, уже физически сложно отслеживать глазами на экране стандартного пользовательского размера и разрешения.

При высоких скоростях движения рендеринг на частоте обновления 30 или 60 Гц практически теряет смысл. На 120 Гц мы можем только понять, что перед нами какой-то НЛО, но детали различить невозможно, не говоря уже про текст. Даже на 240 Гц картинка не очень четкая, хотя положение НЛО можно определить более-менее точно (прицеливание в таких условиях возможно).

При таких скоростях преимущества 360- и 540-герцовых мониторов очевидны. Эти более высокие частоты обновления обеспечивают значительно более четкую картинку по сравнению даже с 240 Гц. Например, повышение частоты обновления с 240 до 540 Гц делает текст почти читаемым, тогда как на 240 Гц вообще сложно определить, что это текст. На самых высоких частотах обновления мы можем четко различить ручку управления и количество линий на корпусе НЛО.

Такие детали быстро движущихся объектов на более низких частотах обновления различить невозможно, хотя в реальном физическом пространстве при соответствующих скоростях движения человеческий глаз способен их разглядеть. Мы допускаем, что дальнейшее повышение частоты обновления, например, до 1000 Гц, может еще улучшить визуальный опыт и будущие технологии дисплеев позволят достичь этих результатов.

Все, что мы только что обсудили, относится к мониторам типа sample-and-hold, но не к импульсным дисплеям, таким как CRT (ЭЛТ) дисплеи или LCD (ЖК) дисплеи со стробированием подсветки. Такие технологии, как стробирование подсветки, повышают четкость изображения, основываясь на инерции зрительного восприятия, но эта тема выходит за рамки данной статьи.

Однако стробирование имеет свои недостатки и побочные эффекты, к которым относятся крайне строгие требования к точности синхронизации импульсов, мерцание экрана на низкой частоте обновления, что может вызывать перенапряжение глаз и головные боли у некоторых людей, а также несовместимость с технологиями переменной частоты обновления или подстройки частоты кадров. Сегодня большинство геймеров пользуются мониторами sample-and-hold, а не импульсными мониторами.

4

Надеемся, что, прочитав нашу статью, вы увидели, почему и насколько важна для гейминга более высокая (по сравнению со «стандартными» 60 Гц) частота обновления экрана и как покупка высокочастотного монитора может улучшить визуальный опыт как в однопользовательских, так и в многопользовательских играх. Чем быстрее движение на экране, тем более весомые преимущества дает высокая частота обновления – именно поэтому для динамичных соревновательных многопользовательских игр часто рекомендуют мониторы с частотой обновления 240, 360 и 540 Гц.

Кроме того, более высокая частота обновления предпочтительнее и в играх со сравнительно медленным, медитативным геймплеем. Как только вы поиграете даже на 144-герцовом мониторе после привычного 60-герцового, преимущества более гладкой и четкой картинки и более быстрого отклика станут для вас очевидны; это действительно качественно новый уровень.

Частота обновления изображения в телевизорах: погружение в детали экрана

Частота обновление напрямую связана с четкой передачей динамичных сцен, чем выше значение тем гармоничней будет изображение. Кроме этого для четкого видео необходимо учитывать и другие факторы: разрешение экрана, технология отображения (OLED или LED), источник контента и настройки телевизора, которые играют значительную роль в общем визуальном восприятии.

Что такое частота обновления и почему это важно?

Частота обновления экрана или частота кадра измеряется в герцах (Гц) и указывает сколько раз за секунду меняется изображение.

60 Гц – стандартная частота обновления для большинства телевизоров. Обеспечивает достаточно хорошую плавность воспроизведения, но может быть недостаточной для быстро движущихся сцен в фильмах и видеоиграх.

120 Гц – обеспечивает плавное отображение кадров, особенно при быстродвижущихся сценах. Этот параметр оптимален для игроков и любителей кино с высокой динамикой.

240 Гц и выше. Некоторые современные телевизоры имеют частоты, которые обеспечивают максимальную плавность воспроизведения.

Sony XR-55X90K – это высокоточный экран 55" LCD, 3840×2160 (16:9), 80 ppi с антибликовым покрытием. Частота 100Гц передает четкую динамику сцен, глубина цвета 10 бит передает насыщенные натуральные цвета без искажений.

Как различается 60Hz, 120Hz и выше: понимание цифр

60 Гц – стандартная частота обновления для большинства телевизоров и мониторов. Экран обновляется 60 раз в секунду. Это частота, которая в основном используется для просмотра фильмов и телепередач.

120 Гц и выше: частоты обеспечивают более высокую (в 2 раза) степень плавности и качество изображения, чем 60 Гц.

Не всегда есть смысл использовать экраны с более высокой частотой кадров, если ваши потребности визуальных отображений ограничиваются стандартными задачами, такими как просмотр фильмов или чтение текста. Однако если вы используете телевизор для игр или профессиональной графики есть смысл искать модели с параметром 240 Гц.

LG OLED55C21LA имеет оптимальную частоту обновления 120 Гц, которая в связке с продуктивной матрицей, типом изображения HDR10 Pro, Dolby Vision IQ, Hybrid Log Gamma дает возможность смотреть любой контент: телепередачи, потоковое видео с интернета, разворачивать файлы. Поддержка AirPlay 2 и адаптивная синхронизация Nvidia G-Sync, AMD FreeSync Premium.

Влияние частоты обновления на качество просмотра

Чем выше частота обновления тем плавнее будут движения на экране. Это особенно заметно при просмотре спортивных соревнований или в шутерах. Дополнительные преимущества высокой частоты.

  • Снижает эффект размытия движения (motion blur).
  • Интерполяция кадров. Если исходный контент снабжен низкой частотой (как 24 Гц для фильмов), технологии интерполяции кадров (TruMotion от LG или Motionflow от Sony) увеличивают частоту и сглаживают рывки динамичных сцен.

Не все люди одинаково воспринимают высокую частоту, для некоторых это может создавать ощущение "гиперреализма" или вызывать дискомфорт. Поэтому настройка проводится только исходя из предпочтений.

Samsung QE-65QN900C – телевизор премиум класса диагональю 65" QLED, 7680×4320 (16:9), 136 ppi имеет технологии адаптации к разному типу исходного контента. Частота кадров 144 Гц позволяет одинаково комфортно смотреть телесериалы и играть в тяжелые игры. Матрица Mini LED подсветка, антибликовое покрытие, изображение HDR10, HDR10+, Hybrid Log Gamma.

Технические особенности: реальная против маркетинговой частоты

Чтобы понять разницу между реальной и маркетинговой частотой обновления экрана телевизора, рассматривают технические особенности обеих концепций:

Реальная частота (Actual Refresh Rate)

Это фактическая частота, с которой экран телевизора обновляется в секунду. Определяется техническими характеристиками телевизора и способностью его жидкокристаллической панели (LCD, OLED, QLED) к переключению пикселей или светодиодов определенное количество раз в секунду.

Маркетинговая (Marketing Refresh Rate)

Это значение, которое производители используют в своей рекламе и маркетинге для привлечения покупателей. Маркетинговая частота обновления может быть выше, чем реальная, и она часто указывается в виде "повышенных" чисел, таких как 120 Гц, 240 Гц или даже больше.

Достигается такое значение с помощью различных технологий обработки изображения, основные: интерполяция кадров (frame interpolation) и многократное обновление пикселей.

При выборе важно учитывать как реальную частоту обновления, так и другие технические характеристики: разрешение, тип панели (LCD, OLED, QLED), контрастность, цветопередачу и др.

Телевизор Samsung QE-75Q60R считается моделью в которой практически идеально сочетаются все параметры для качественного воспроизведения контента. Экран 75" QLED, 3840×2160 (16:9), 59 ppi, матрица VA, Edge LED подсветка, изображение HDR10, HDR10+, Hybrid Log Gamma. Маркетинговая частота обновления 200 Гц, (реальная 180 Гц), интерполяция 3000 PQI (Picture Quality Index), цветовой охват DCI P3 100%.

Гайд новичка: разрешение, частота обновления, матрицы и другие геймерские параметры монитора

Привет, Хабр! Группа X-Com продолжает поиск оптимальных комплектующих для сборки игрового компьютера. И если вы до конца не уверены, стоит ли переплачивать за диагональ и частоту, как оценивать время задержки матрицы, важно ли подключать монитор через HDMI или DP, а также имеют ли значение другие “геймерские” характеристики — давайте скорее под кат!

В конце декабря мы разобрали несколько сочетаний процессоров и видеокарт, потенциал которых адекватен цене, а в начале января выпустили большую статью об оперативной памяти, где постарались разобрать все основные аспекты, влияющие на производительность. Теперь пришло время игровых мониторов.

Конечно, если мы выбираем универсальный монитор, то по большей части всё, что нас скорее всего интересует, будет диагональ экрана, его матрица (и то не всегда), а также разрешающая способность. В контексте игровых моделей характеристик, на которые следует обратить внимание уже больше.

Какую диагональ монитора выбрать

Диагональ экрана — характеристика сугубо индивидуальная. Поэтому выбирайте монитор с оглядкой на условия, в которых вы планируете его использовать. Если ему предстоит стоять на расстоянии более метра от ваших глаз, имеет смысл присмотреться к мониторам с увеличенным экраном в районе 30-32 дюймов. Но, если планируете разместить его на расстоянии вытянутой руки, то выбирайте из моделей поменьше: 24-27 дюймов. Просто выставьте необходимые параметры и получите искомое.

Монитор с диагональю сильно меньше 24’’ брать особого смысла нет, даже если вы планируете сидеть к экрану практически впритык. Разве что вы очень сильно стеснены в средствах. Но даже в этом случае двигаться влево по части размера экрана нужно с осторожностью. Современные мониторы довольно компактны, а подходящие для игр модели с диагональю 20 дюймов и адекватными характеристиками в продаже почти не встречаются.

Чаще всего размер монитора напрямую влияет на его характеристики. Чем меньше диагональ, тем хуже будут разрешающая способность и другие параметры вроде используемой матрицы и частоты обновления. Для производителя почти нет смысла ставить приличную VA-панель в монитор на 21 дюйм, потому что стоить он будет слишком дорого для этого сегмента, а платёжеспособная аудитория просто не клюнет на такой маленький экран. Это видно по ассортименту как нашего интернет-магазина, так и любой другой специализированной площадки.

Разрешение монитора для игр

Сегодня на рынке представлены мониторы в основном со стандартными разрешениями: Full HD, 2K, 2K+ и 4K. Но бывают и нестандартные. Они, как правило, встречаются у мониторов с необычным соотношением сторон.

Конечно, самую чёткую картинку обеспечит монитор с самым высоким разрешением (спасибо, КО). Но чем выше разрешение, тем больше требований предъявляется к железу компьютера, в паре с которым используется монитор. Недавно у нас была интересная статья на эту тему. Там подробно изложены сочетания процессоров и видеокарт под разные разрешения. Если вы уже прочли её, то знаете, что тот сетап, который годится для игр в Full HD, может не подойти даже для 1440p.

При игре в 1440p видеокарта должна ворочать 8,3 миллионами пикселей в каждом кадре, которых может быть и 30, и 60, и 120 в секунду. Лишь бы хватило запаса мощности. В противном случае обновление изображения замедлится. А в играх типа Counter Strike или Overwatch это равносильно проигрышу.

Какая матрица лучше для геймерского монитора

Фотографическая точность цветопередачи для геймеров большого значения не имеет. Поэтому гнаться за профессиональными мониторами для цветокоррекции и работы с изображениями, поддерживающими расширенный цветовой охват, не стоит. Выигрывая в качестве картинки, они чаще всего проигрывают игровым мониторам по ряду других характеристик. Но наблюдать тусклые спецэффекты и «плывущую» анимацию не захочет ни один геймер, и тут матрица играет определяющее значение.

В современных мониторах, как правило, используется три основных типа матриц:

Не будем вдаваться в подробности их технического устройства, поскольку в контексте данной статьи это не так важно. Но на характеристиках, которые их отличают применительно к играм, задержимся. Посмотрите на таблицу ниже. Тут приведены основные параметры разных типов матриц, которые отличают их друг от друга:

Самая высокая. Быстрый отклик, минимальное размытие. Поддерживают высокую частоту обновления

Высокая, но ниже, чем у TN. Поддерживают высокую частоту обновления

Ниже, чем у TN, но выше, чем у VA. Нечасто поддерживают высокую частоту обновления (либо стоят дорого)

Небольшие углы обзора, не самая лучшая цветопередача

Углы обзора лучше, чем у TN, но хуже, чем у IPS. Лучший контраст и чёткость

Лучшие углы обзора, лучшее качество картинки, встречается поддержка DCI-P3

В основном профессиональные сценарии

По таблице видно, что наилучшим выбором для игр будут либо TN-, либо VA-матрицы. Они имеют самые оптимальные характеристики и по качеству картинки, и по скорости отклика, и по частоте обновления. Правда, TN чуть более компромиссны. Они подойдут тем, кто не готов сильно тратиться. А вот зацикливаться на IPS применительно к играм лично я бы не советовал. Несмотря на то, что производители уже смекнули, что можно выпускать игровые IPS-мониторы, по ряду параметров они всё ещё уступают VA. Это и контрастность, и частота обновления экрана, и время отклика.

Что значит контрастность монитора на практике

Контрастность — это разность яркости точек чёрного и белого. Грубо говоря, она обозначает, насколько чётким будет переход от белого к чёрному и наоборот. Чем выше показатель контрастности, тем естественнее смотрится картинка. Наверняка вам доводилось видеть в характеристиках мониторов цифры 1000:1, 2000:1, 5000:1. Они и обозначают контрастность. Посмотрите на пару картинок ниже и попробуйте угадать, где контрастность намеренно выставлена выше, а где — ниже?

Профи говорят, что у разных матриц реальная и номинальная контрастность может отличаться довольно существенно и что 1000:1 у VA — это совсем не то же самое, что 1000:1 у IPS. Но я предлагаю не запутывать себя намеренно, а сразу ориентироваться на максимальный показатель контрастности, который вы только можете встретить у VA-мониторов. Ведь, как мы уже разобрались, это самый оптимальный выбор. Несмотря на это, рекомендуется сравнивать разные мониторы между собой вживую. Так разница будет более очевидной.

За какой частотой обновления стоит гнаться?

На офисных мониторах обычно частота обновления составляет 60 Гц. Это немного и для игр не годится. Особенно для динамичных. Доехать до Алмазного в “Дальнобойщиках” ещё хватит, но своевременно среагировать на террориста в CS:Go — уже нет. Монитор просто не успеет отрисовать его появление в зоне вашей видимости, а сама отрисовка будет проходить более дёргано.

Максимальная частота обновления, которая доступна в коммерческих мониторах, составляет 360 Гц. Однако гнаться за ней смысла не имеет. Это уже скорее демонстрация возможностей производителей, поэтому кроме как в киберспортивных соревнованиях такие мониторы больше нигде не применяются. Для абсолютного большинства геймеров — даже с мощными сетапами процессоров и видеокарт — будет достаточно 144 Гц. Дальше, на мой взгляд, идёт просто неоправданная переплата.

Лучше всего сравнение скорости отрисовки изображения на мониторах с разной герцовкой видно на этом видео:

Обратите внимание, насколько велика разница в плавности между 240- и 60-герцовыми мониторами. На топовом машина действительно едет даже в замедленной съёмке, а на простом — она двигается рывками, как бы перескакивая сквозь пространство. А теперь представьте, что вы играете не в гонки, а в какой-нибудь шутер. Если монитор будет иметь невысокую частоту обновления, вы, стреляя по подвижной цели, рискуете ошибиться уже в момент прицеливания. Оттого и шанс попасть по нему будет ниже, просто потому что вы будете наблюдать её перемещения с задержкой.

Простое правило — не брать монитор с частотой обновления менее 75 Гц. Лучше — больше…но не всегда. Частота обновления — это показатель, который, конечно, напрямую связан с частотой смены кадров (FPS). Некоторые даже предлагают считать, что это одно и то же. И в принципе эта теория не лишена смысла, если у вас реально стоит топовая видеокарта. Но в жизни FPS — величина непостоянная и из-за перегрева, троттлинга или просто нехватки мощности видеокарты она будет проседать. Вот несколько примеров соответствия видеокарт и герцовок мониторов друг другу:

  • PCI-E ASRock Radeon RX 6600 — 1080p/60 Гц
  • PCI-E GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti — 1080p/60 Гц
  • PCI-E Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro — 1440p/144 Гц

И если видюха в принципе не может вытянуть больше 60 Гц, зачем брать монитор на 144?

Время отклика монитора

Обычно время отклика и частоту обновления монитора рассматривают в отрыве друг от друга, но я считаю, что это одного поля ягоды. Обе эти характеристики отвечают за скорость обработки сигнала. Просто применительно к скорости отклика за это отвечает непосредственно сам монитор. Это, если хотите, его физическая характеристика, которая опирается на способность жидких кристаллов сменять друг друга, реагируя на ввод информации.

Если мы играем при 120 кадрах в секунду, то каждый кадр держится на экране примерно по 8,3 мс. При 60 к/с это время будет ещё больше — примерно 16,5 мс. То есть чем оно дольше, тем явнее себя проявляют шлейфы и эффект остаточного изображения и наоборот чем меньше показатель задержки, тем более чёткой становится картинка.

Низкое время отклика — это хорошо. Но есть проблема: каждый производитель проводит замеры по собственной методике. По этой причине, когда мы читаем про скорость отклика разных мониторов, неизбежно встречаем такие аббревиатуры как GtG (используется чаще всего), BtW или BWB. Первая обозначает время, за которое монитор сменяет серый цвет при яркости в 10-90% (20-80, 30-80%). Вторая — включение неактивного пикселя до светящегося при яркости в 100%. Третья же — переключение пикселя с чёрного на белый и обратно на чёрный цвет.

Но, во-первых, GtG-методика является самой распространённой, потому что больше приближена к реальности. Во-вторых, резкая смена цветов (когда белый меняется на синий или красный) в кадре происходит нечасто. Поэтому в последнее время BtW-градация не используется. В-третьих, известные производители дорожат своей репутацией и не будут подсовывать вам откровенный мусор за большие деньги. Поэтому там, где пишется, что скорость отклика составляет 1 мс, скорее всего, так и будет. Вот эти мониторы лучше и брать для игровых задач.

FreeSync и G-Sync

Справиться со шлейфами и синхронизировать монитор с видеокартой для минимизации разрывов, когда используется несопоставимая по своим возможностям периферия, позволяют надстройки FreeSync от AMD и G-Sync авторства Nvidia. Они нужны, если количество кадров, которые отдаёт видеокарта, больше, чем может принять монитор. Без этих надстроек кадры не успевали бы сменить друг друга, а отображались на экране просто друг под другом, образуя разрыв сцены. FreeSync и G-Synс как бы разгоняют монитор, повышая частоту его обновления, чтобы не происходило подобных разрывов.

G-Sync, в отличие от программной FreeSync, — технология, реализуемая на аппаратном уровне. Nvidia выпускает одноимённые чипы, которые устанавливаются в сами мониторы на заводе. Поэтому G-Sync не так популярен. На распространение влияет и стоимость, и повышенные требования к оборудованию.

FreeSync — это трёхуровневая надстройка, каждый уровень которой соответствует своему классу мониторов. Базовая версия FreeSync подходит для всех, даже самых дешёвых мониторов. Но ещё есть FreeSync Premium, которая предполагает, что монитор будет иметь частоту обновления не ниже 120 Гц, а также FreeSync Premium Pro, которой нужны те же 144 Гц, что и у G-Sync. Сама надстройка FreeSync полностью бесплатна для производителей, а потому не влияет на цену монитора. Но её уровень определяют характеристики, которыми обладает монитор. Поэтому модели, совместимые с FreeSync Premium Pro, будут стоить больше, чем с базовой FreeSync.

Так какой монитор лучше: с G-Sync или FreeSync? На самом деле разницы нет. С технической точки зрения обе надстройки справляются со своей задачей как нужно, не допуская разрывов. Поэтому лучше не переплачивать. Несмотря на то что G-Sync работает благодаря физической микросхеме и изначально предназначалась только для видеокарт Nvidia, в последнее время на рынке появилось немало решений с FreeSync, поддерживающих видюхи Nvidia. А поскольку они и стоят дешевле, то лучше всего брать именно их. В общем, FreeSync рулит.

HDMI или DisplayPort?

Остаются порты. Казалось бы, такая мелочь. Кому вообще есть дело, через какой интерфейс подключать монитор к ПК? Но разница есть, и в ряде случаев она может быть принципиальной. Например, мониторы с G-Sync будут работать только при подключении через DisplayPort стандарта 1.2 и новее. Разъём HDMI ему не подойдёт. FreeSync в этом плане менее принципиальна, и позволяет подключать монитор и по HDMI, и по DisplayPort.

Их главное отличие друг от друга заключается в пропускной способности. У HDMI, который считается более универсальным, в абсолютных значениях она ниже: 4,9-48 Гбит/с против 21,6-64,8 Гбит/с у DP. Всё дело в ширине канала, которая у DisplayPort выше. Он позволяет тянуть не только высокое разрешение, но и высокую частоту смены кадров. Поэтому там, где HDMI не потянет выше 60 Гц, DP выдаст все 240.

Ещё одно преимущество DisplayPort — возможность работать на несколько устройств вывода одновременно. Если вы используете связку из 2-3 мониторов, HDMI вам противопоказан. Главное, чтобы был разветвитель. Но следите за тем, чтобы совокупная длина связки не превышала 3 метров. Если будет больше, пропускная способность начнёт падать. Это физика, поэтому, если всё-таки пришлось наращивать длину, потребуется задействовать специальный усилитель либо задействовать оптоволокно.

В общем, вывод таков: для игр при 60 Гц на одном мониторе берите HDMI и не парьтесь. Для двух и более моников и при частоте обновления выше 60 Гц подойдёт только DisplayPort.

А для тех, кто дочитал до самого конца, подборка хороших игровых мониторов из разных ценовых категорий, которые соответствуют критериям, описанным выше — не как рекомендация к действию, а просто для ориентира:

  • до 15 тысяч рублей: Acer Gaming Nitro QG241Ybii
  • 15-18 тысяч рублей: MSI PRO MP271C
  • 18-20 тысяч рублей: CHiQ LMB32C702-R
  • 20-22 тысячи рублей: AOC 24G2SPU
  • 25-28 тысяч рублей: Acer Aopen 27HC5URPbmiipx
  • 30-35 тысяч рублей: ASUS VP299CL
  • 40-50 тысяч рублей: Acer Gaming Nitro XZ273UXbmiiphx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *