Что придумали в ссср
Перейти к содержимому

Что придумали в ссср

  • автор:

5 величайших изобретений СССР / Новости / ИТиММ

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

XIII Международная научно-практическая конференция имени А.И. Китова
"Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТиММ)"
14-15 марта 2024

ПОКАЗАТЬ НАВИГАЦИОННОЕ МЕНЮ

Главная Новости 5 величайших изобретений СССР

ВСЕ НОВОСТИ

Ваши пожелания, замечания и идеи будут с благодарностью рассмотрены и учтены.

О КОНФЕРЕНИИ
  • Анатолий Иванович Китов
  • Цели и задачи конференции
  • Организационный комитет
  • Программный комитет
  • Список секций конференции
  • Программа конференции
  • Организаторы партнеры и спонсоры
АВТОРАМ
  • Иногородним участникам
  • Правила оформления
РЕГИСТРАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

https://kurs-excel.ru

АРХИВ
  • Конференция ИТиММ 2019
  • Конференция ИТиММ 2018
  • Конференция ИТиММ 2017
  • Конференция ИТиММ 2016
  • Конференция ИТиММ 2015
  • Конференция ИТиММ 2014
  • Конференция ИТиММ 2013
  • Конференция ИТиММ 2012
  • Конференция ИТиММ 2011
  • Конференция ИТиММ 2010

Эти 5 вещей придумали в СССР. Мы пользуемся ими до сих пор

Shutterstock

В декабре 2022 года исполняется сто лет со дня основания СССР — государства, которое просуществовало менее 70 лет, но серьезно изменило жизнь сотен миллионов людей в XX веке и до сих пор оказывает влияние на нас. По этому случаю РБК Life рассказывает о неочевидных новшествах, появившихся в советское время, которыми мы пользуемся по сей день.

«Докторская» колбаса

Shutterstock

Фото: Shutterstock

СССР в 1930-е годы начал оправляться от последствий Гражданской войны. Экономика постепенно восстанавливалась, но в стране по-прежнему были проблемы с пищевым производством. Не хватало мяса, поэтому советские ученые стали разрабатывать продукт с таким же высоким содержанием белка, который мог бы его заменить.

В 1936 году начался выпуск колбасы «Докторская», предназначенной для «больных, имеющих подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма». Ее рецептуру разрабатывали сотрудники ВНИИ Мясной промышленности. Согласно ГОСТу того времени, на 100 кг «Докторской» приходилось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц или меланжа и 2 кг коровьего молока и при этом минимальное содержание специй — соли, сахара, мускатного ореха или кардамона.

Санаторий

 Георгий Захарчюк / Global Look Press

Фото: Георгий Захарчюк / Global Look Press

Санатории существовали и до СССР, но их было мало и в них практически не ездили. Санатории в современном понимании и вместе с ними огромная санаторно-курортная система появились именно в Советском Союзе. Их придумали для поддержки здоровья трудящихся, как говорили в те годы. В 1929 году курорты приняли более 300 тыс. человек, путевку можно было получить бесплатно. В сталинскую эпоху санатории старались обустраивать с максимальной роскошью: их открывали в бывших дворцах и усадьбах, а иногда специально строили огромные комплексы зданий в неоклассическом стиле, с колоннами и статуями.

С санаториями связано еще одно советское новшество, которое осталось с нами по сей день, — это кислородный коктейль, изобретенный в 1960-е годы. Насыщенный кислородом пенообразный напиток по-прежнему дают почти в каждом санатории России и в других странах постсоветского пространства.

<p>Водно-лыжная станция «Динамо»</p>

Какие изобретения СССР оставил в наследство России

Без СССР мы живем уже 24 года, но многое, созданное в Советском Союзе, продолжает работать и по сей день. Задел оказался очень мощным. Советские самолеты по-прежнему летают, советские ракеты по-прежнему взрываются, а советским метро ежедневно пользуются миллионы людей. "А что же мы сделали сами за эти 24 года?" — вопрос по-прежнему актуальный.

"РГ" предлагает вспомнить главное из наследия советского прошлого, что по-прежнему продолжает работать на нас.

Метро

За 80 лет своей работы метро в СССР стало экспортным брендом, обязательным туристическим объектом для иностранцев, приезжающих в Россию, было признано памятником архитектуры, равного которому нет нигде в мире. И пусть метро есть во многих странах мира, но наше — самое красивое. Мы даже не убираем из него символы прошлого. Метро — наш памятник ему. Советская символика сохранилась на многих станциях метро не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и Минске. На станции метро "Комсомольская" в Москве остался бюст Ленина на фоне мозаичного панно с изображением советского герба. Также герб СССР остался на московской станции метро "Белорусская" и на питерской станции "Гражданский проспект".

Автомобиль "Победа"

Наверное, немцы не гордятся так своим BMW, как мы нашей "Победой". Первые "Победы" сошли с конвейера в 1946 году. В свое время машина была символом благосостояния и статуса. На "Победе" ездили летчик Кожедуб, диктор Левитан и шахтер-рекордсмен Стаханов. Отреставрированные "Победы" до сих пор на ходу. Иногда они покидают музейные ангары и дают фору новичкам. 12 мая 2015 года министр иностранных дел России Сергей Лавров приехал на встречу, проходившую с госсекретарем США Джоном Керри в Сочи, за рулем белой "Победы". Не заметить такой раритет в потоке машин просто невозможно.

Ледоколы

Первый в мире ледокол был построен в России в 1864 году. Это был буксирный пароход "Пайлот". Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лед собственным весом.

Символами прошлого можно считать советские ледоколы. Многие из них, построенные в 80-е годы, до сих пор в строю. Правда, сейчас они возят иностранных туристов. Таков парадокс истории. Так, построенный в 1981 году "Капитан Хлебников" в 1990 году был переделан в туристический. С 1992 года он начал совершать рейсы с туристами, желающими посмотреть Антарктиду и Северный полюс. Кстати, ледоколы "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын" до сих пор сохранили советскую символику на носу.

Московские "высотки"

Символы эпохи, сохранившие символику СССР. Герб СССР сохранился на фасаде и шпиле здания МГУ в Москве, на фасаде здания МИД и на главном павильоне ВДНХ. Сохранился герб и на здании Госдумы на Охотном Ряду в Москве. Примечательно, что ровно над входом там все-таки размещен позолоченный российский герб. И получается, что на здании два герба.

Скафандр

Наши космические успехи известны во всем мире: первый человек в космосе, первая женщина-космонавт. Сегодня мы продолжаем удивлять в этом направлении, что бы ни говорили о нас в мире. В России придуман самый лучший в мире скафандр. И создан он на базе советского. В серийное производство запущен скафандр "Орлан-МКС" с климат-контролем. "В них установлена автоматическая система терморегулирования. У американцев такой нет", — говорят создатели.

"Орлан" — тип космического скафандра, созданного еще в СССР для безопасной работы космонавта в открытом космосе. "Вырос" из "Кречета", разработанного для советской лунной экспедиции. В отличие от американского скафандра, который сделан из мягких тканей, российский — полужесткий. И если астронавт свой космический костюм буквально натягивает, причем помогать ему должны как минимум еще двое, то наши "входят в спецовку" через герметичный люк в спине. Все просто и удобно.

Оружие

Россия до сих пор гордится своим оружием. Практически вся боевая техника нынешней России и некоторых других стран была создана в Советском Союзе. Задел оказался очень мощным. Поэтому на службе до сих пор находятся и те самые ракеты, и самолеты, и бронетехника, и боевые корабли. После модернизации они, конечно, меняют название, внешний облик, но по сути это те самые изобретения, которые были созданы более четверти века назад.

Самой мощной в мире стратегической ракетой остается Р-36 "Воевода", еще известная как "Сатана". На боевое дежурство эти ракеты "заступили" в 1974 году. В строю до сих пор. Стратегический бомбардировщик Ту-95 "Медведь" поднялся в воздух в 1952 году. Летает до сих пор и прослужит еще лет двадцать. Про стрелковое оружие "Калашникова" и говорить не стоит — почти 70 лет в строю и спокойно дослужит до ста лет календарного, как говорят военные, срока.

На боевой технике не принято как-то обозначать государственные гербы. Но бывают исключения. На корме ракетного крейсера на воздушной подушке "Бора" еще при постройке закрепили довольно крупное изображение герба СССР в металле. Спустили корабль на воду в 1988-м, флаг ВМФ Советского Союза подняли в 1990-м. А в состав Черноморского флота РФ этот летающий крейсер вступил уже в конце 1990-х под флагом ВМФ России (над ним, кстати, шефствовала "Российская газета"). Однако первый его командир Николай Гончаров запретил снимать герб Союза с корабля как напоминание о последнем построенном в СССР и единственном в мире ракетном крейсере, способном лететь по волнам со скоростью 100 км/час. Лишь после ухода Гончарова в запас герб все-таки спилили.

Квас и березовый сок

Говорят, что у кваса есть прародитель — сикера. Ее придумали в Междуречье. Но сегодня в магазинах Египта и Ирана днем с огнем не найдешь квас. Он стоит на полках только наших магазинов. Только этикетку читать надо внимательнее. Сегодня поразвелось слишком много умельцев, которые делают напитки на основе кваса. Они честно предупреждают на этикетке, что это не квас. Хотя, по правде сказать, за такое нужно вводить уголовное наказание. Как и за подделку березового сока. Ведь березы растут не только в России, а сок делают только у нас. Слегка сладковатый, ни на что не похожий привкус березового сока каждому из нас дорог с раннего детства.

Стиралка "Ретона"

Эта машинка вовсе и не похожа на машинку. Вес этого кругленького изобретения всего триста граммов. Зато какая польза для человечества! Изобрели ее в Томске на НПО "Ретон". Использовать ее очень просто: кладешь в тазик с водой и грязным бельем, она усердно обдает пятна ультразвуковыми волнами, от чего содержимое тазика активно пузырится. Минимум потребления электричества, а главное — никакой опасности для соседей. Только после нее придется как следует прополоскать белье вручную, подбросить порошка на пятна, хорошенько потереть и потом все это выжать также тщательно и с усердием. "Ретона" уже сделала свое дело.

"А что же мы сами сделали за эти 24 года?" — вопрос по-прежнему актуальный

Активированный уголь

Углем лечат все. Универсальное средство от всяких желудочных неприятностей. Активированный уголь — средство в мире известное: обладает абсорбирующим свойством и заодно понижает кислотность. Но за рубежом его всячески маскируют, подкрашивают, обеляют, приводят его в товарный вид. А зря. Настоящий уголь — он советский, черный, устрашающий, пачкающий рот и язык. Кто знает, что там в иностранной таблетке вместо угля подмешано?

Зеленка

Уникальный продукт из советского прошлого. С чем у вас ассоциируется детство? Разбитые коленки, синяки и, конечно же, зеленка. Средство чудодейственное, помогает от всего на свете: помажь — и все пройдет. Да и стереть ее с кожи не так-то просто. Зеленые пятна на телах ребятни приводят в шок иностранных врачей, различные западные комиссии требуют запретить производство зеленки. Якобы вредна: одни канцерогены. А мы продолжаем ее использовать. И ведь она помогает. И даже в учебниках по акушерству до сих пор высоколобые авторы советуют кормящим матерям смазывать соски зеленкой, чтобы не появлялись трещины. Ну как тут ее, родную, запретишь?

Подстаканники

Кто-то скажет, что подстаканники существуют для красоты. Но у них есть вполне прикладное значение. Когда стекло стоило очень дорого, для стаканов необходимо было придумать прочную броню. Стекло подешевело, но подстаканники остались. И снова выполняют свою прикладную функцию. В дальней дороге в поезде сосед по купе может нечаянно вылить кипяток попутчику на брюки. Чтобы этого не произошло, в поездах милые проводницы до сих пор подают чай в подстаканниках. Как известно, Россия — единственная в мире страна, где пьют чая больше, чем в других странах. Так что традиция пить чай из подстаканника перекочевала из поездов в дома обычных россиян.

Практически вся боевая техника России и некоторых других стран была создана в Советском Союзе

Гречка

Гречка, или как питерцы заботливо говорят о ней "греча", присутствует в меню россиянина почти каждый день. Дешево, а главное, полезно. Древние свидетельства употребления гречки человеком в пищу найдены только на Алтае. В захоронениях и на стоянках древнего человека окаменелых зерен гречихи находили очень много. Из Алтая гречка пошла дальше на Восток, но без особого успеха. Японцы и китайцы добавляют ее в муку. Хотя большинство народностей на Земле в глаза не видели эту крупу. За границей ее продают в магазинах здорового питания. Правда, там ее никто не берет. Ведь на вид там она не очень — зеленая, мелкая. Диетологи вообще советуют: чтобы выработать любовь к этому продукту, его нужно есть с детства. Тогда в сознательном возрасте своеобразный железистый привкус гречи ощущаться не будет.

Рассол

Чисто русское изобретение. Казалось бы, нет ничего проще, чем сделать рассол. Но его нигде, кроме России, не найти. Это продукт уникальный. Надо бы наладить его экспорт в другие страны. Как легко бы решался вопрос похмелья! Можно подумать, что от него страдаем периодически только мы одни. Но нет. Злоупотребляющих на белом свете везде хватает. А рассола на всех нет.

Кедровые орешки

Эти самые полезные в мире орешки произрастают только у нас. Кедру, чтобы принести урожай первых шишек, надо расти пятьдесят лет. Целых пятьдесят лет до первого урожая! Вряд ли кто-то будет ждать столько. Мы — самые терпеливые. Так что точно такие же орешки в Европе и Америке долго не появятся.

Память о пионерской зорьке

Каждый год 19 мая на Красной площади до сих пор проходит посвящение в пионеры. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день 93 года назад в СССР была образована первая детская организация, целью которой было воспитание подрастающего поколения в духе коммунистических идей и высокого патриотизма. И сегодня на главной площади страны дети зачитывают клятву и получают заветный красный галстук, который был обязательным атрибутом школьной формы в СССР. А проводит церемонию каждый год лидер КПРФ Геннадий Зюганов. В 2015 году отмечается 93-летие создания пионерии.

Оказывается, это придумали в СССР. 7 продвинутых технологий того времени

Борис Кавашкин, Антанас Дилис / ТАСС

В середине XX века советская промышленность и наука были одними из самых передовых и развитых в мире. Однако из-за плановой экономики многие прорывные технологии не получили должного внимания и финансирования, а спустя годы похожие изобретения ждал небывалый успех в других странах. Рассказываем о нескольких изобретениях СССР, которые опередили свое время, но были забыты, а спустя годы стали привычной частью современного технологического уклада.

Мобильный телефон

Первым мобильным телефоном в мире считается Motorola DynaTAC, представленная в 1973-м году. Однако еще за 16 лет до этого московский инженер Леонид Куприянович создал прототип мобильника ЛК-1, который весил 3 кг и имел базовую станцию, связанную с автоматической телефонной станцией стационарной связи. При этом сам аппарат ЛК-1 мог функционировать автономно в радиусе 20–30 км от базовой станции, а для набора номера нужного абонента использовался дисковый механизм, как на традиционных телефонах того времени.

Леонид Куприянович и его прототип мобильного телефона

Фото: Wikipedia

Леонид Куприянович и его прототип мобильного телефона

Позже столичный изобретатель доработал устройство, снизив его вес до 0,5 кг, а к 1961 году даже создал опытный карманный образец весом не более 100 г. В интервью журналистам Куприянович рассказал, что эта последняя модель радиофона подготовлена к серийному выпуску на одном из советских предприятий и, чтобы обслужить телефонной связью такой город, как Москва, потребуется всего десять автоматических телефонных станций. Первая из них якобы уже даже была спроектирована, однако на этом разговоры о разработке прекратились. Причины не знает даже дочь изобретателя. «Ему сказали спасибо в виде «Волги», — подытожила она.

Интересно, что спустя два года в СССР была запущена экспериментальная система сотовой связи «Алтай», которая позднее работала в 114 городах страны и даже использовалась спецслужбами для обеспечения безопасности во время проведения Олимпиады-80. Система функционировала и после распада СССР, просуществовав вплоть до 2013 года — последнюю станцию отключили в Воронеже.

Система «умного дома»

Понятие интернета вещей, концепции передачи данных между предметами техники, оснащенными встроенной технологией для взаимодействия друг с другом и окружающей средой, появилась на рубеже XXI века. Однако в СССР работа над подобной системой велась еще в конце 1980-х и даже была продемонстрирована широкой публике в 1987 году.

Советский проект «умного дома» СФИНКС

Фото: ВНИИТЭ

Советский проект «умного дома» СФИНКС

Она носила имя СФИНКС (Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс) и разрабатывалась командой дизайнеров под руководством Дмитрия Азрикана в стенах ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Система включала в себя различные устройства для использования в доме, которые должны были коммуницировать между собой. Занятно, что все прототипы, изображения которых были опубликованы в журнале «Техническая эстетика» за сентябрь 1987 года, удивительным образом напоминают привычную нам современную технику, которой мы пользуемся ежедневно.

Реклама электроплиты «Мечта» из журнала «Новые товары» № 12/1981

Так, в СФИНКС входили сферические и плоские акустические колонки, жидкокристаллические или газоплазменные панели-экраны, ручной пульт управления, телефонная трубка, устройства для хранения данных и центральный процессор, у которого было три блока памяти и небольшой дисплей. По задумке создателей, вся работа по приему, записи и хранению информации должна была осуществляться именно этим центральным процессором. Проводя аналогию, можно сказать, что в современных системах «умного дома» эту функцию выполняет так называемый хаб — он управляет всеми гаджетами в квартире.

Советский проект «умного дома» СФИНКС

Фото: ВНИИТЭ

Советский проект «умного дома» СФИНКС

В свою очередь, акустические системы и видеодисплеи должны были служить чем-то вроде домашнего кинотеатра или Smart TV. По крайней мере, в публикации советского журнала указывается, что они предназначены «для коллективного отдыха семьи и приема гостей» — чтобы просматривать фильмы, телепередачи и даже запускать видеоигры. Кроме того, разработчики предполагали, что на большой экран (диагональ — до 1 м) можно будет выводить фрагменты из семейного фотоальбома.

Менее крупные экраны отводились «для индивидуальных занятий и досуга», играя роль современных смартфонов или планшетов. Тогда в распоряжении советских инженеров не было сенсорных дисплеев, поэтому девайсы сопровождали пульты «большой функциональный насыщенности». С пульта также можно было управлять акустической системой, телефоном и другими устройствами в доме.

Впрочем, даже разработка прототипа не была доведена до ума, поскольку советская промышленность на тот момент не обладала технологической базой для осуществления такой концепции. В дальнейшем проект и вовсе канул в лету из-за распада СССР и отсутствия финансирования.

Человекоподобный робот

Человекоподобные роботы, которые должны заменить людей на опасных производствах или стать помощниками в быту, давно не оставляют в покое умы ученых и инженеров. Всерьез такими разработками начали заниматься во второй половине 1980-х, но в СССР попытки создать роботов-гуманоидов предпринимались гораздо раньше.

В 1966 году советский инженер Борис Гришин придумал экспериментального робота-секретаря АРС, или «Арсика». Он должен был помогать больной матери изобретателя, когда тот отсутствовал дома, передвигаться по квартире, ухаживая за человеком, отвечать на телефонные звонки и записывать их, включать свет и бытовую технику, регулировать температуру в помещении, а также вызывать необходимые службы в экстренных ситуациях.

Борис Гришин и робот-секретарь АРС

Фото: Wikipedia

Борис Гришин и робот-секретарь АРС

В этом «Арсику» помогали отдельные блоки и 13 электродвигателей, которые приводили в движение его конечности, в том числе руки из множества шарниров и редукторов — самой технически сложной части разработки. Тем временем звуковая часть робота состояла из двух магнитофонов: бобинного для записи сообщений и магнитофона на кольцевой многодорожной ленте с подвижной головкой для озвучивания высказываний самого устройства. Это, а также «обшивка» из листового алюминия сказались на весе домашнего помощника, который составлял почти 100 кг.

Андроид Гришина получил приз «За самую сложную конструкцию» и стал героем многих газетных и журнальных публикаций, в том числе за рубежом, однако не привлек внимания в научной среде и не получил финансирования для развития. После смерти изобретателя его главное творение было передано Калужскому музею истории космонавтики, где встречает гостей до сих пор.

Интроцикл

Сегодня термин СИМ (средство индивидуальной мобильности) входит в свод Правил дорожного движения и технические регламенты транспортных средств. Под этой аббревиатурой подразумеваются электросамокаты, сегвеи, моноколеса и прочий легкий «транспорт последней мили», который активно используется в больших городах в наши дни. К таким транспортным средствам можно отнести и интроциклы (мотоциклы, помещенные внутрь колеса) — они распространены чуть меньше, однако все же используются. Причем чаще не для передвижения, а в качестве спортивного болида для специфических соревнований и различных шоу.

Интроцикл на площади перед Исаакиевским собором 

Фото: РИА Новости

Интроцикл на площади перед Исаакиевским собором

С транспортными средствами подобной конструкции экспериментировали еще в конце XIX века, однако первый действующий интроцикл McLean Rocket Roadster официально был представлен в 1971 году американским изобретателем Керри Маклином. На его месте вполне мог оказаться советский инженер Эдуард Мельников, который за год до этого собрал интроцикл, разгонявшийся до 70 км/ч по асфальту и до 20 км/ч по пересеченной местности. По сути, Мельников был одним из первых людей, который довел конструкцию до ума, используя при этом запчасти от советских мотоциклов и автомобилей. Однако дальнейшего развития разработка не получила, так как серийное производство нового транспорта не заинтересовало партийных функционеров в министерствах и главках. Меж тем интроциклы Маклина и других предпринимателей сегодня пользуются популярностью среди любителей экстремального спорта.

Прообраз интернета

Советский ученый Анатолий Китов еще в конце 1950-х активно работал над системой связи, которая вполне могла развиться во всемирную сеть по типу привычного нам Интернета.

В 1959 году ученый-электронщик предложил советскому правительству создать и запустить сеть, которая служила бы для оперативного обмена данными между всеми электронно-вычислительными машинами в стране. Китов считал, что будущее именно за компьютерами, поэтому, по его мнению, связь между ними для оперативного обмена информацией была просто жизненно необходима. Однако на правительственном уровне в идею не поверили, а служебные записки ученого стали игнорировать.

Борис Клипиницер / ТАСС

Фото: Борис Клипиницер / ТАСС

Идею системы общего учета и обработки информации посредством связи между компьютерами в 1961 году также предлагал другой советский кибернетик, Виктор Глушков. Однако и его предложению не придали значения. «Методы оптимизации и автоматизированные системы управления не нужны, — утверждала власть, — поскольку у партии есть свои методы управления: для этого она советуется с народом, например созывает совещание стахановцев или колхозников-ударников».

Водородный автомобиль

Формально «Москвич 412 ИЭ» заправлялся и ездил на воде. Однако на самом деле это было не совсем так. Необычный автомобиль, появившийся на улицах Харькова в 1976 году, использовал в качестве топлива водород, который при помощи химической реакции прямо на борту получали из обычной воды.

Обложка видео

Алексей Дьяченко / YouTube

Сюжет о водородном «Москвиче»

Из топливного бака экспериментального «Москвича» вода поступала в мини-реактор, заправленный энергоаккумулирующим веществом (ЭАВ) — катализатором, в основе которого лежат окислы различных металлов, где вступала с ними в реакцию. Вследствие этого она расщеплялась на кислород и водород, который потом и сгорал в цилиндрах привычного двигателя внутреннего сгорания вместо бензина.

Обложка видео

Транспортный Цех / YouTube

Сюжет о водородном «Москвиче»

Автомобиль был создан учеными Института проблем машиностроения Академии наук УССР. В их автопарке также были «Жигули» и «Волга», оборудованные водородными двигателями. Однако до серийного производства ни одна из разработок не дошла. Сейчас водородные автомобили небольшими партиями выпускают многие крупные автопроизводители мира, такие как BMW, Hyundai, Toyota и другие.

Поезд на магнитной подушке

В 1979 году СССР наряду с Западной Германией был одной из двух стран в мире, которая запустила экспериментальный общественный транспорт под названием маглев. Слово «маглев» (от magnetic levitation — «магнитная левитация») обозначало поезд, который работал на совершенно новой технологии — она приводила его в движение посредством мощного электромагнитного поля, которое одновременно приподнимало состав над землей. Его также называли магнитопланом или просто поездом на магнитной подушке.

<p>Современный маглев по маршруту Шанхай — Аэропорт Пудун — Шанхай</p>
Фото: Wikipedia

Современный маглев по маршруту Шанхай — Аэропорт Пудун — Шанхай

Благодаря отсутствию шума от колес и высокой скорости передвижения маглевы могли конкурировать с авиацией средней дальности. Единственным весомым минусом изобретения было то, что для движения маглевов нужно было прокладывать отдельную дорожную сеть. Причем стоимость строительства и обслуживания одного километра таких путей была гораздо выше, чем у традиционного железнодорожного транспорта.

Именно по этой причине немцы сделали из запуска своего магнитоплана настоящее шоу: поезд возил по короткой трассе посетителей Международной транспортной выставки. Тем временем в СССР первый маглев ТП-01 ездил вдали от глаз по специальному полотну на территории ВНИПИ «Транспрогресс», где и разрабатывался.

Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском

Фото: Wikipedia

Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском

ТП-01 и последующие испытательные маглевы ТП-02 и ТП-03 вмещали до 20 пассажиров и проходили тестирование на 180-метровой трассе в подмосковном городе Раменское. Вскоре трассу удлинили до 850 м, а последующий маглев ТП-04 стал своего рода передвижной лабораторией. Причем успехи, продемонстрированные конструкторами на первых образцах, позволили запланировать создание экспериментальных линий, на которых маглевы уже перевозили бы пассажиров.

Первыми республиками с действующими маглевами должны были стать Казахская и Армянская ССР. Но первая вскоре отпала, поскольку в Алма-Ате сосредоточились на строительстве метрополитена. Остался лишь ереванский проект маглева, согласно которому столицу республики должны были соединить с наукоградом Абовян, расположенным в 16 км к северо-востоку.

В 1986-м даже началось возведение опытной линии длиной 3,2 км. Запуск в эксплуатацию советского маглева был запланирован на 1991 год. Но и этим планам не суждено было сбыться. Через два года после начала строительства линии, в 1988-м, произошло Спитакское землетрясение. На восстановление города были брошены практически все силы республики. Кроме того, в те годы стремительно развивался нагорнокарабахский конфликт, что окончательно заморозило строительство путей для маглева. А в 1991-м не стало и самого СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *