Что такое докатка для автомобиля
Перейти к содержимому

Что такое докатка для автомобиля

  • автор:

Что такое докатка?

В разговоре между автомобилистами очень часто можно встретить такое понятие как «докатка». Такую вещь часто спрашивают в шинных интернет-магазинах или на рынках, предпочитая иметь при себе вместо запасного колеса. Но что же это такое? Что же, давайте попробуем разобраться.

Шина-докатка — это запасное колесо в автомобиле, которое используется в случае прокола или повреждения основной шины. Оно обычно имеет меньший диаметр и ширину, чем основные колеса, и предназначено только для временного использования, чтобы добраться до ближайшей автомастерской, где основная шина и заменится.

Докатка может быть различных типов: полноразмерная, которая идентична основным колесам по размеру, или компактная, которая занимает меньше места и обычно хранится в специальном отсеке в багажнике. Некоторые автомобили могут иметь вместо докатки набор комплектующих для ремонта прокола, таких как спрей для запечатывания прокола и насос для накачивания шины.

Необходимо помнить, что докатка не предназначена для длительного использования и ее скорость ограничена до 80 км/ч. После замены покрышки на докатку необходимо как можно скорее заменить ее на основное колесо или починить поврежденную шину.

Если у вас произошел прокол или повреждение шины, и вы используете докатку, то необходимо следовать некоторым рекомендациям:

• Снизьте скорость и ездите осторожно, не делайте резких маневров, чтобы избежать дополнительного повреждения докатки.

• Не превышайте ограничение скорости, указанное на докатке.

• Помните, что докатка не предназначена для длительного использования, она должна быть заменена на основное колесо как можно скорее.

• Проверьте давление в докатке. Оно должно соответствовать рекомендуемому давлению, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля.

• Не используйте докатку на другой оси, если это необходимо, замените все шины на новые.

• После замены поврежденной шины или установки новой на основное колесо, проверьте давление в шинах и убедитесь, что оно соответствует рекомендуемому значению.

Замена докатки на основное колесо или починка поврежденной шины должны быть выполнены как можно скорее, чтобы обеспечить безопасность на дороге как для вас, так и для других автомобилистов.

Что такое докатка и зачем она нужна

Докаткой называют запасное колесо, которое имеет меньшую толщину и диаметр в сравнении с обычным колесом. Основное предназначение докатки – установка на место проколотого колеса с тем, чтобы своим ходом доехать до гаража или ближайшей шиномонтажной мастерской.

Немного истории

Необходимость наличия запасного колеса на случай повреждения шины существовала с момента появления первых автомобилей. В те далёкие времена машины ездили по тем самым дорогам, по которым проходили конные экипажи, и гвозди, выпавшие из лошадиных подков, были на дорогах самым обычным делом. Ни у кого не вызывала удивления картина ремонта колеса у обочины дороги.

Первым автомобилем, оборудованным запаской, стал «Рамблерс». Вскоре запасками стали оснащать большинство сходящих с конвейера автомобилей. Как правило, машины комплектовались двумя запасными колёсами, которые устанавливались позади и сбоку автомобиля.

Период Второй мировой войны стал паузой в оснащении машин запасками: военные нужды практически не оставили резерва каучука на мирные цели.

Какие бывают запаски

Сегодня производители автомобилей комплектуют машины запасными колёсами разных размеров. Полноценная запаска совпадает размерами и другими характеристиками с основными колёсами автомобиля, то есть, он имеет вместо четырёх пять колёс, одно из которых является запасным. В этом случае рекомендуется время от времени производить ротацию колёс с целью равномерного изнашивании всех шин.

Полноценными запасками автомобили комплектуются всё реже. Один из вариантов современной запаски – полноразмерный вариант, имеющий облегчённую конструкцию. За счёт низкого веса такая запаска способствует экономии топлива и её легко установить при необходимости замены колеса. Подобная запаска не предназначена для долговременного использования.

Полноразмерное запасное колесо занимает много места, что во многих случаях, особенно когда размеры автомобиля или его багажника невелики, является неприемлемым.

Полтора десятка лет назад были популярны складные запасные колёса. Поскольку использование подобных запасок оказалась неудобным и требовало накачивания колеса после установки, производители очень быстро от них отказались.

Особенности использования докаток

Сегодня всё чаще используют докатки: компактные запасные колёса. Эти колёса не только легче, но и более короткие и узкие в сравнении с обычными. В связи с меньшими размерами, давление внутри докаток выше, чем у других колёс. К каждой конкретной марке автомобиля производятся свои специальные докатки. Использовать предназначенную для другого автомобиля докатку может быть довольно опасно.

В инструкции к автомобилю, как правило, описаны рекомендации по использованию докаток. Тем не менее, существуют общие правила, следуя которым, можно успешно доехать до пункта назначения.

Не следует забывать, что докатка не является полноценным колесом. Из-за уменьшённых размеров и отсутствия наполненной воздухом покрышки существенно увеличивается нагрузка на подвеску и дифференциал, что ведёт к возникновению серьёзных проблем. Во-первых, уменьшается площадь сцепления колеса с дорогой, следовательно – увеличивается тормозной путь и снижается управляемость, что особенно опасно в снег или дождь. Во-вторых, электронные системы контроля начинают работать неадекватно, принимая малый диаметр диска за проскальзывание. В-третьих, не следует забывать о невысокой прочности этого колеса, которое легко повредить на неровных дорогах.

Чем выше разница диаметров докатки и штатных колёс, тем ощутимее перечисленные проблемы. При разнице не более дюйма неудобства будут выражены в минимальной степени, что не делает, однако, докатку пригодной к долговременному использованию, поскольку глубина её протектора рассчитана на пробег длиной не более чем 6000 километров.

Если диаметры различаются более чем на три дюйма, электронные системы лучше отключить до начала движения, иначе не избежать постоянного блокирования колёс. Не стоит забывать и о соблюдении скоростного режима: скорость более 60 км/ч при расстоянии в 100 км может печально закончиться для автомобиля.

Чтобы свести негативные последствия к минимуму, докатку лучше ставить на тот мост, который не является ведущим. При этом нельзя забывать, что при установке на заднеприводной машине докатки на передний мост ухудшается способность машины поворачивать, поэтому перед каждым поворотом придётся до минимума сбрасывать скорость и очень плавно обращаться с рулём. Докатка на заднем мосту усложнит из-за более низкого сцепления старт машины и увеличит риск заносов.

В случае необходимости установки докатки в гололёд, при наличии хорошей зимней резины на штатных колёсах, специалисты рекомендуют ставить запасное колесо вперёд: зимняя шина второго рулевого колеса способна обеспечить достаточное сцепление.

На машинах с передним приводом докатка однозначно устанавливается назад, что позволяет спасти дифференциал и сохранить управляемость.

Неопытному водителю, плохо чувствующему автомобиль, лучше всего не рисковать и пользоваться полноценным колесом. А для всех остальных докатка, несмотря на все сложности, является вещью нужной и удобной. Компактные размеры позволяют легко разместить её в багажнике, а при необходимости захватить в дальнюю дорогу несколько докаток, увеличив защищённость от неприятных неожиданностей.

Запаска и докатка. В чем разница?

Запаска и докатка. В чем разница?

Многие водители в дорогое сталкивались с такой проблемой, как повреждение покрышки колеса. Единственным решением в данном случае, является замена проколотого колеса запаской или не так давно появившейся альтернативой – докаткой. Ею комплектуется большое число современных автомобилей, особенно компактных моделей. В этой статье попробуем разобраться чем отличается докатка от запасного стандартного колеса, когда ее лучше ставить и какие они имеют преимущества и недостатки.

Докатка для автомобиля – что это?

Докатка представляет собой запасное колесо компактных размеров, предназначенное для экстренной, временной замены основного колеса в случае его повреждения с целью передвижения до ближайшего шиномонтажного сервиса или собственного гаража. В отличие от полноразмерной запаски, докатка имеет значительное ограничение по скорости передвижения, максимально допустимые значения которой составляют 60–80 км/ч в зависимости от качества дорожного полотна и других условий передвижения.

Если полноценное запасное колесо точно совпадает с диаметром колес автомобиля, то малогабаритная докатка имеет меньшую ширину и диаметр. Благодаря этому, они занимают мало места в багажнике и требуют меньших физических усилий при установке. Кроме того, стоимость докаток, как правило на 40% ниже, чем обычного запасного колеса. Но, если последние можно считать универсальными, так как их можно установить на разные авто, то докатки выпускаются для конкретной марки машины и использовать ее на другом авто не получится.

Докатка: основные отличия от обычного колеса

Меньший диаметр – не единственное отличие докатки от полноразмерной запаски. В качестве основы для нее используют диск, изготовленный из стали не высокого качества и диаметром меньше, стандартного диска авто. Толщина покрышки в данном случае в несколько раз уменьшена, также как и глубина протектора, рассчитанного лишь на 2 тыс.–6 тыс. пробега. В результате движения такая резина быстро истончается, что приводит к увеличению продолжительности тормозного пути. Чтобы была возможность доехать на маленькой запаске до мастерской или гаража, давление в шинах поддерживается выше обычного уровня и его нормальный показатель в данном случае составляет 4.2 кг/см²

Современный ассортимент докаток представлен разными размерами, самыми востребованными из которых являются R13, R14, R15, R16. Выбирая докатку следует помнить, что безопасность движения на ней будет зависеть от правильного соотношения размера с габаритами остальных колес. Оптимальным вариантом является такой же показатель, либо отклонение не более чем на 1 дюйм. Если штатное колесо имеет размер R15, то подойдет запаска R14. К рисунку и качеству резины особых требований нет, так как большинство докаток относится к всесезонным и могут передвигаться на незначительные расстояния и с соблюдением мер предосторожности.

Какие инструменты нужны для установки докатки?

Докатка или запасное колесо полноценного размера устанавливаются аналогично и инструменты для этого ничем не отличаются. Для осуществления этого процесса понадобится:

  • Домкрат – нужен для поднятия автомобиля на незначительную высоту от земли и обеспечения свободного вращения колеса. При работе с домкратом следует действовать согласно инструкции, так как при неправильном монтаже возникает риск повреждения подвеса или срыва автомобиля
  • Балонный ключ и ключ-секреток. Эти инструменты необходимы для того, чтобы снять защиту ступицы и слабить гайки, а также затянуть крепеж после установки запаски.
  • Компрессор или ручной насос, который предназначен для набора или проверки давления в запасном колесе.

Плюсы и минусы у докатки против запаски

Несмотря на то, что докатки появились не так давно, они быстро стали пользоваться популярностью. Обусловлена такая востребованность широким перечнем плюсов:

  • Компактность и малый размер изделия, благодаря чему можно сэкономить немало места в багажнике. Это преимущество особенно важно для владельцев компактных легковых автомобилей.
  • Незначительный вес, который примерно в 1.5 раза меньше обычного колеса. Этот критерий позволяет осуществлять замену гораздо быстрее и с меньшими физическими усилиями.
  • Демократичный ценник, доступный даже для автолюбителей с ограниченным бюджетом. Заплатив небольшую сумму, вы всегда будете иметь в запасе практически полноценное колесо. Даже в случае выхода докатки из строя, ее можно легко заменить, купив новую.
  • Простота монтажа, с которым легко справится даже новичок, так как колеса такого типа не нуждаются в фиксации секретками.
  • Ремонтопригодность, что важно для любителей сэкономить. Докатка имеет отличный прогноз по восстановлению, ее без труда можно разбортировать, залатать и собрать конструкцию воедино без ухудшения эксплуатационных характеристик.

Но, несмотря на такое количество плюсов, докатки пользуются спросом не у всех автомобилистов. Объясняется это недостатками, характерными для этого типа запасок, и основная из них – зависимость безопасности движения от соотношения размера колес. Даже при максимально приближенном совпадении, поездка на докатке сопряжена со следующими недостатками:

  • повышение нагрузки на дифференциал из-за разницы между угловыми скоростями, что негативно сказывается на его рабочем ресурсе;
  • значительное уменьшение площади контакта с дорогой, напрямую сказывающееся на ухудшении управляемости машиной;
  • отсутствие гарантированной работоспособности систем стабилизации, так как они воспринимают меньший диаметр в качестве дефектов передвижения, например, проскальзывания;
  • ненадежность, ведь докатку производят из более хрупкого металлического сплава и не плотной резины, которая легко повреждается при перемещении автомобиля на дорожном полотне с ухабами и выбоинами.

Кроме того, следует учитывать, что чем больше разница между размерами шинами основных колес и докатки, тем более выраженными будут перечисленные проблемы.

В отличие от компактного запасного колеса, полноразмерная запаска, не влияет на ездовые качества автомобиля и ресурсы его основных узлов и вспомогательных элементов. Кроме того, этот вариант имеет можно использовать для продолжительного передвижения на машине, даже вплоть до плановой замены. Используя обычную запаску, можно не опасаться за свою безопасность. Если глубина ее протекторного рисунка соответствует норме, а качество резины сезону, то авто будет иметь хорошее сцепление с дорогой. Единственным минусом такого варианта является высокая цена. Также некоторые владельцы выделяют объемность, нагрузку на багажник и большой вес, усложняющий процесс установки.

Куда лучше всего ставить докатку

Чтобы обеспечить максимальную безопасность и минимизировать негативное влияние использования докатки, при ее установке необходимо соблюдать определенные советы. Как правило, ее рекомендуют устанавливать на ведущий мост, что обеспечит хорошую управляемость автомобиля, что особенно важно для передвижения по дорогам зимой.

В летнее время года для заднеприводных автомобилей допускается установка на переднюю ось, благодаря чему значительно уменьшится нагрузка на дифференциал. При этом во время движения нужно соблюдать ограничение скорости, плавно управлять автомобилем и исключать крутое вхождение в поворот, так как даже на хорошем дорожном полотне, слабый протектор не способен качественно зацепиться за поверхность.

Для передвижения заднеприводного автомобиля по мокрым дорогам, например осенью, также рекомендуется монтировать докатку на переднюю ось. Ее установка назад приведет к дестабилизации поведения машины, затрудненному старту, заносах на поворотах.

На авто с передним приводом однозначно следует производить установку на заднюю ось. Это позволит как спасти дифференциал, так и сохранить неплохую управляемость.

В заключении можно отметить, что докатка является удобной и нужной вещью, так как легко помещается в багажник, без труда монтируется и не требует крупных затрат при покупке новой. Но, опытные водители, все же отмечают, что она не подходит новичкам, плохо чувствующим машину. Таким автолюбителям для внештатных ситуаций рекомендуется возить с собой полноценное запасное колесо.

Что такое Докатка и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

AUTO.RIA

Что такое докатка?

Докатка – это маленькое, более узкое, неполноценное колесо, используемое вместо запаски. Как понятно из названия, докатка позволит вам «докатиться» до СТО и заменить колесо. Плюсы докаток: 1. Небольшой размер позволит удобно расположить докатку в багажнике, а при необходимости дальней поездки – положить несколько. 2. Меньший вес, чем у полноценного колеса. 3. Меньшая цена в сравнении с запасным колесом. Минусы: 1. Докатка из-за своего меньшего диаметра приводит к повышенной нагрузке на дифференциал. То есть на колеса одной оси будет передаваться неодинаковый крутящий момент. Это может привести к аварийным ситуациям при резком повороте или плохих погодных условиях. 2. Ухудшение контроля над автомобилем. 3. Увеличение тормозного пути. 4. Сбои в работе электронных систем стабилизации, которые могут начать блокировать колеса. Следует понимать, что докатка – это временный вариант, не предназначенный для долгих поездок. Используя докатку, вы должны ехать медленно и аккуратно, чтобы добраться до шиномонтажа или гаража.

Автосервис и Технологии

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, - але є нюанс

Автор: Роман Беньковский

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, — але є нюанс

Топова комплектація з максимальним пакетом асистентів отримала 5 зірок, тим часом як дешевшу оцінили тільки на «четвірку».

2024-04-15 14:15

В Избранное

Добавлено в Избранное Перейти

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Автор: AUTO.RIA.com

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Більшість випробуваних «електронних асистентів» не має досить ефективних засобів для запобігання наслідкам помилок чи низької зосередженості водіїв, — переконані в Американському страховому інституті дорожньої безпеки.

2024-03-19 13:05

В Избранное

Добавлено в Избранное Перейти

Другие автотермины

  1. dac (downhill assist control)
  2. Dac driver alert control
  3. dbc
  4. Dcu diesel control unit
  5. Dde digital diesel electronics
  6. Dfs doppel funkenspule
  7. din
  8. Dlc data link connector
  9. Dme digital motor electronics
  10. dohc (double overhead camshaft)
  11. dsc (dynamic stability control)
  12. dsc
  13. dsg (direct shift gearbox)
  14. Датчик уровня топлива
  15. Датчик масла
  16. Датчик угла поворота колеса руля
  17. Датчик температуры жидкости для охлаждения
  18. Датчик коленвала
  19. датчики дождя и света
  20. Датчик давления шин
  21. Датчик давления масла
  22. Датчик детонации
  23. Датчик кислорода в авто
  24. двигатель
  25. Движитель
  26. Двойное сцепление
  27. Дворник
  28. Десмодромный механизм
  29. Дефлектор капота (иное название — "мухобойка")
  30. динамометрический ключ
  31. Дисбаланс колёс
  32. Диффузор в автомобиле
  33. дифференциал
  34. Днище автомобиля
  35. Докатка
  36. домкрат
  37. Думпер

AUTO.RIA
в вашем смартфоне Все для покупки и продажи авто в приложении AUTO.RIA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *