Что такое объектив в фотоаппарате
Перейти к содержимому

Что такое объектив в фотоаппарате

  • автор:

Что такое диафрагма в фотоаппарате?

Сегодняшним уроком мы подходим к жизненно необходимому для понимания техническому вопросу, который каждый фотограф должен понимать и использовать это умение на практике. Если бы меня спросили, какие 2 технических параметра наиболее важны в фотографии и которыми нужно научиться управлять, я бы без колебаний ответил: «конечно же, диафрагма и выдержка». С их помощью можно изменять один и тот же сюжет до неузнаваемости, варьировать настроение и поистине рисовать светом. Новички, не переживайте – ничего страшного нет, уверен, что вы справитесь! Итак, диафрагма…

Диафрагма обозначает техническую составляющую объектива, которая регулирует количество попадающего на матрицу света.

Для объяснения на пальцах обычно приводят в пример зрачки глаз, которые на солнце сужаются и пропускают меньше света, а в темноте расширяются, чтобы получить максимум света. Можно сравнить с трубами – они могут быть разного диаметра и, соответственно, пропускать разные объемы воды за единицу времени. Так вот диафрагма в фотоаппарате и есть отверстие трубы с регулируемым диаметром.

В фотосреде бытует множество распространенных названий диафрагмы, можете услышать следующие: апертура, дырка, относительное отверстие, светосила, (число) F. Знайте, что во всех случаях речь идет о диафрагме.

Устройство диафрагмы

Существует несколько технических реализаций, но мы рассмотрим одну – ирисовую. Именно она используется в современных объективах. Состоит из нескольких лепестков, которые прилегают друг к другу.

лепестки диафрагмы

При открытой диафрагме (большом диаметре) получается полностью круглое отверстие. При закрытой образуются многоугольники, соответствующие количеству лепестков. Обычно в современных объективах можно встретить 7-лепестковые диафрагмы. В некоторых дорогих моделях бывают по 8 и 9 лепестков.

Так вот, разница в количестве лепестков и их форме проявляется при формировании зоны нерезкости. Иными словами, если вы фотографируете объект (например, человека), за которым находится множество огоньков, и они попадут в зону нерезкости, то огоньки будут отображаться в виде многоугольников, форма которых зависит от лепестков диафрагмы. Считается, что чем ближе к круглой форме их отображение, тем благороднее рисует объектив.

Относительное отверстие, диафрагменное число — разбираемся с понятиями и цифрами

Сейчас будет немного элементарной математики. Можно было опустить этот раздел, ограничившись конечными выводами, но для полного понимания предлагаю раз и навсегда закрыть этот вопрос и не путаться впоследствии в определениях.

Относительное отверстие объектива представляет собой отношение диаметра отверстия объектива (которое формируется лепестками диафрагмы) к фокусному расстоянию. Диафрагма (апертура, диафрагменное число) является величиной, обратной относительному отверстию. Выражается дробью с числителем 1.

Для примера рассмотрим объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Возьмем диаметр отверстия объектива 30.3 мм (для примера). Поделим его на фокусное 85 мм, получим 0.36. Диафрагменное число обратно пропорционально этому значению, т.е. равно 1/0.36 = 2.8.

N = D / F = 1 / f , где

N — относительное отверстие;

D — диаметр отверстия, мм;

f — диафрагменное число.

Из формулы видно, что диафрагменное число является отношением фокусного расстояния к диаметру отверстия объектива.

Допустим, у объектива относительное отверстие 1/8. Может быть записано 1:8 или f1/8 или F1:8. Запись не так важна.

8 в знаменателе – это и есть наша диафрагма, которая определяет, во сколько раз текущее отверстие объектива меньше текущего фокусного расстояния.

Диафрагма может быть записана в одном из видов: f/8, f1/8, F8.

Как может f/1.8 быть больше, чем f/11?

Это своего рода тест на внимательность) Если вы прочли вышенаписанное, то ответ уже знаете. Для других отмечу отдельно, т.к. устоявшаяся терминология может запутывать.

Диафрагменное число (рядом с f) показывает, на сколько отверстие меньше фокусного расстояния. Т.е. в первом случае (для f/1.8) оно меньше фокусного в 1.8 раза, а во втором (для f/11) – аж в 11 раз. Значит, f/1.8 больше f/11.

Можно также сравнивать дроби относительных отверстий. 1/1.8 > 1/11.

Что такое диафрагмирование?

Диафрагмирование – это изменение диафрагменного числа. В обиходе вы будете встречать «изменить диафрагму до …такого-то значения». Вот знайте, что этот процесс называется диафрагмированием.

Пройдемся по основным терминам, связанным с изменением диафрагмы, которые встречаются в обиходе.

Закрыть/уменьшить/прикрыть диафрагму – уменьшить поток попадаемого света = увеличить значение f.

Открыть/увеличить диафрагму – увеличить поток попадаемого света = уменьшить значение f.

Ряд диафрагменных чисел и светосила

С числами диафрагмы разобрались. Вопрос – как они между собой связаны? В фотографии есть такое понятие, как стоп. Применительно к диафрагме стоп определяет величину, на которую нужно изменить диафрагму, чтобы количество пропускаемого света изменилось в 2 раза. Т.е. может встретиться понятие «прикрыть диафрагму на 2 стопа» — оно означает, что нужно прикрыть диафрагму настолько, чтобы света попадало в 4 раза меньше.

И тут есть важный момент. Понятно, что на пропускание света напрямую влияет диаметр отверстия объектива.

НО! Нужно помнить, что зависимость квадратичная, а не линейная.

Изменение диафрагмы в 2 раза не равно изменению количества пропускаемого света в 2 раза. На то, сколько будет пропущено света, влияет не сам диаметр, а площадь круга, им образованная. При этом, как мы помним, диафрагменное число f связано с диаметром отверстия. Позанимаемся еще немного математикой.

Площадь круга прямо пропорциональна квадрату диаметра. А в формуле относительного отверстия выше у нас фигурирует просто диаметр. Светосила прямо пропорциональна квадрату относительного отверстия.

Q = D 2 / f 2 , где

D — диаметр отверстия;

f — диафрагменное число.

Условно примем светосилу Q за 1. Формула превратится в: f = D.

Теперь мы хотим увеличить ее до 2х. Формула превращается в: F = D / √ 2 = 0,71 * D.

Иными словами, диафрагменное число изменяется в √ 2 раза при изменении кол-ва пропускаемого света в 2 раза.

При увеличении количества пропускаемого света в 2 раза диафрагменное число уменьшается в √ 2 раза. При уменьшении – наоборот.

Для удобства определен диафрагменный ряд с разницей ровно в один стоп (количество пропускаемого света при прочих равных параметрах отличается в 2 раза):

F: 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22; 32.

Также есть и промежуточные значения, которые представляют собой 1/3 или ½ стопа. Например, f/3.2, f/7.1.

Для чего я все это рассказывал? Во-первых, чтобы было общее понимание, как между собой связаны разные параметры. Во-вторых, у каждого объектива указана максимально возможная открытая диафрагма, которая определяет его светосилу. И нужно иметь представление, насколько один объектив пропускает больше/меньше света на максимально открытой диафрагме. Для удобства можно возвести в квадрат минимальное диафрагменное число одного объектива и поделить на возведенное в квадрат такое же число второго. К примеру, у одного объектива диафрагма 1.8, у другого – 2.8. По светосиле они отличаются в 2.8 2 / 1.8 2 = 2.42 раза. Объектив с диафрагмой 1.8 пропустит в 2.42 раза больше света, чем объектив с диафрагмой 2.8.

Влияние диафрагмы

Завершаем с математикой. Возможно, она вам показалась суховатой и ненужной, но, на мой взгляд, полезна для понимания и позволяет осознанно менять параметры. Цифры обрели смысл. Перейдем теперь к практической стороне вопроса.

Значение диафрагмы сложно недооценить. Это в высшей степени мощный инструмент, который влияет на многие параметры и просто не может не использоваться фотографами.

Диафрагма влияет на:

  1. количество попадаемого на матрицу света и, соответственно, экспозицию;
  2. ГРИП;
  3. боке;
  4. резкость фото;

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Влияние диафрагмы на количество попадаемого света

Это мы и рассматривали выше. Для наглядности приведу пример, где изменяется диафрагма при прочих равных неизменных параметрах. Отчетливо видно, что сцена передается более темной при закрытии диафрагмы.

влияние диафрагмы на экспозицию

Влияние диафрагмы на ГРИП

Мы еще не рассматривали понятие ГРИП. Если вы с ним незнакомы, то вкратце скажу, что это зона впереди и сзади снимаемого объекта (на котором сфокусировались), в пределах которой фото будет резким. Раньше мы говорили о влиянии фокусного расстояния на ГРИП. Диафрагма также мощный инструмент и для изменения ГРИП.

Правило простое: при увеличении/открытии диафрагмы (= уменьшении числа f) ГРИП уменьшается, и наоборот.

Покажу это на примере:

влияние диафрагмы на ГРИП

Посмотрите на область возле сучка – при открытии диафрагмы область резкости сужается.

Портретисты, например, часто управляют ГРИП посредством диафрагмы, делая акцент на снимаемом человеке (уменьшая ГРИП) или наоборот – «встраивают» портретируемого в сцену (увеличивая ГРИП). Говоря попсово: «если нужно размыть фон, максимально откройте диафрагму».

Влияние диафрагмы на боке

Боке мы также раньше не обсуждали. Это характер передачи изображения в зоне нерезкости. В самом начале мы рассматривали пример съемки человека, за которым находится множество огоньков. При их попадании в зону нерезкости то, как они будут отображаться и определяет боке.

Для получения «благородного» боке используйте открытые диафрагмы.

Точечные источники света могут быть близкими к кругу, а могут быть многоугольниками. Это определяется формой отверстия, образуемой лепестками диафрагмы. На открытой диафрагме лепестки образуют отверстие, по форме близкое к кругу. Чем больше лепестков, тем больше оно будет походить на круг. На новых объективах лепестки скругленные, поэтому даже при их меньшем количестве образуется фигура, близкая к кругу.

боке цветов на открытой диафрагме

Чешуйчатые кружки – это и есть боке, отражающее неоднородность фона. На примере эта неоднородность формируется цветами на заднем плане в верхней части изображения.

Влияние диафрагмы на резкость

С закрытием диафрагмы повышается резкость. Речь, конечно, идет о той части изображения, которая находится в пределах ГРИП. Как правило, на открытых диафрагмах формируется мягкое изображение, что может быть хорошо для портретов. Прикрыв диафрагму на пару стопов от максимально возможной для объектива диафрагмы, можно получить сильный рост резкости. Пика резкости объективы достигают при диафрагмах в диапазоне f/6.3 — f/13 (привел условные значения, т.к. диапазон может меняться в зависимости от условий). Дальше появляется ощутимое влияние дифракции, и начинается обратный процесс – при дальнейшем закрытии диафрагмы резкость снижается.

Например, в пейзажах почти всегда требуется максимальная резкость, и там часто используются диафрагмы f/7.1, f/8, f/11.

Для примера рассмотрим условный объектив с постоянным фокусным расстоянием и неизменной максимальной диафрагмой f/1.8. На f/1.8 изображение будет «софтить», получаться мягким. Прикрыв до f/2.8 — f/4, получим гораздо более резкое изображение. На значениях f/8 – f/11 оно будет звеняще резким. А дальше резкость будет снижаться, и на f/22 или f/32 создастся ощущение, будто изображению сильно недостает резкости.

Каждый объектив позволяет достичь той или иной резкости, также диапазоны диафрагменных чисел, при которых достигается максимальная резкость, индивидуальны. Их можно узнать в обзорах объективов. Также отмечу, что диафрагма влияет на виньетирование – при открытой диафрагме оно больше. Виньетирование, аберрации и прочие оптические характеристики индивидуальны для конкретных моделей объективов, поэтому перед покупкой настоятельно рекомендую изучать обзоры.

Выбор диафрагмы – какую использовать?

Повествуя выше о влиянии диафрагмы, я вскользь отмечал, где может использоваться то или иное значение. Сейчас пробежимся по правилам.

  • Во многих случаях стоит ориентироваться на тот диапазон диафрагм, при котором достигается максимальная резкость (нужно посмотреть в обзорах для вашего объектива). Для пейзажей рекомендую именно его.
  • При съемке портретов, когда хочется размыть фон, стоит использовать открытые диафрагмы (прикрыть на 2/3 — 1 стоп от максимальной). Если нет острой нужды, максимально открытые диафрагмы рекомендую не использовать. На них может отчетливо проявляться потеря резкости и виньетирование.
  • При съемке вечерних уличных портретов или в обычном/темном помещении или клубах/ресторанах… при необходимости можно максимально открыть диафрагму, чтобы уменьшить выдержку и избежать шевеленки.
  • При съемке группы людей можно использовать средние значения, чтобы не допускать выпадения отдельных людей и частей тел из ГРИП.
  • Снимаете в вечернее время и нет штатива – диафрагму можно открыть и немного пожертвовать резкостью. Так будет намного лучше, чем получить шевеленку.
  • Снимаете макро и не хватает ГРИП? Можно прикрыть диафрагму сильнее обычного, вплоть до f/22 – f/32.
  • Снимаете быстро движущиеся объекты, и нужно сделать выдержку короче? Открывайте диафрагму.
  • При съемке на ярком солнечном свету можно (и скорее всего придется) прикрыть диафрагму.

Конкретными значениями это можно охарактеризовать примерно так:

Значения диафрагмы Когда использовать
f/1.4 – f/2 Для «мягких» портретов с маленькой ГРИП. Нужно быть осторожным, аккуратно фокусироваться и следить, чтобы, из зоны резкости не выпал, к примеру, нос. Для условий, когда катастрофически не хватает света, и нивелировать это другими способами (выдержкой, ISO) не получается.
f/2.8 Хорошо подходит для портретов с малой ГРИП. При этом здесь она не такая экстремально низкая, и проблем с выпадением отдельный частей тела становится меньше.
f/4 – f/5.6 Подходит для съемки человека в полный рост. Может использоваться в пейзажах, когда некоторые части фото хочется подчеркнуть нерезкими.
f/8 – f/11 Идеальные пейзажные диафрагмы благодаря максимальной резкости. Также подходят, когда нужно сфотографировать группу людей так, чтобы все были в зоне резкости.
f/16 Для максимальной ГРИП при съемке длиннофокусной оптикой.
f/22 – f/32 Для макро. Без крайней необходимости не использовать.

Резюме

Диафрагма позволяет регулировать световой поток. Основные параметры, на которые влияет диафрагма: ГРИП, резкость и экспозиция (про нее поговорим позже). Рекомендую просто попробовать поснимать на разных значениях и понаблюдать, как изменяется картинка. Поначалу все это может казаться запутанным, но «распутывается» с практикой. Важно отталкиваться от сюжета и всегда задавать себе вопросы: «какие сейчас условия съемки, критично ли влияние изменения диафрагмы для этого сюжета, чего нужно достичь, какие значения можно использовать». После таких вдумчивых съемок придет чувство камеры, и мозг будет выставлять настройки чуть ли не на автомате!

Классификация объективов — виды и типы объективов

виды объективов

Объектив – одна из главных составляющих фотоаппарата и основа для отличного снимка. От его качества и вида зависит очень многое, «стекло» сильнейшим образом влияет на результат. После работы с универсальной оптикой фотолюбитель обретает интересы в каком-то конкретном жанре, у него возникает необходимость приобретения отдельного объектива, с расчетом на узкий спектр применения. Виды объективов разделяются в основном по фокусному расстоянию и некоторых дополнительных возможностей, имеющихся у них на вооружении.

Что такое объектив — назначение

что такое объектив

Объектив – это составляющая часть любого устройства, снимающего фото или видео. В него входит система линз, а главной задачей фото-объектива является точная передача света на матрицу или пленку фотоаппарата. Именно свет дает человеку возможность видеть предметы, именно его, отраженного от объектов, мы видим с помощью глаз. Само изображение возникает после обработки мозгом информации, полученной от света. Поэтому в кромешной темноте мы не видим абсолютно ничего. Также, подобно глазам, работает объектив, принимая отраженный от объектов свет и передавая его на матрицу фотокамеры.

В любом объективе имеется диафрагма – система лепестков, регулируя которые можно увеличивать или уменьшать отверстие для дозирования светового потока. В человеческом глазу данную функцию выполняет зрачок, расширяющийся в темноте и сужающийся при ярком свете.

Любая фотокамера со сменной оптикой может быть применена для любых возникающих задач, однако многие параметры, влияющие на конечный результат, зависят именно от оптики. К таким параметрам относятся: светосила, стабилизация, фокусировка, дальность и угол обзора (фокусное расстояние), искажение картинки.

Стоит отметить, что абсолютно универсальных объективов хорошего качества не бывает. Оптика, позволяющая снимать пейзажи и луну в больших масштабах не может быть качественной и дешевой. Самые качественные снимки приносят фото-объективы исключительно с фиксированным фокусным расстоянием, то есть вообще без зума. Такое «стекло» будет обладать отличными характеристиками, хорошей светосилой, при этом стоить относительно недорого. Но в погоне за универсальностью, дабы не носить с собой 5-6 «фиксов» (объектив с фиксированным фокусным расстоянием), на рынке есть зум-объективы. Но и они имеют узкие пределы и используются в разных жанрах и в разных целях.

Основное деление объективов по фокусному расстоянию

по фокусному расстоянию

Сверхширокоугольный объектив. Такой объектив имеет экстремально малые фокусные расстояния – от 10 мм до 14 мм. Картинка в результате получается искаженной и растянутой по краям кадра, однако в нее попадает много объектов. Угол обзора таких линз широк – около 150 градусов. Подобная оптика часто используется в интерьерной съемке, когда необходимо вместить в кадр максимальное количество предметов, а также в свадебной съемке для достижения художественных эффектов. Нередко можно лицезреть пейзажи, снятые на фотокамеру со сверхширокоугольной оптикой. Такой объектив придает фотографии объем.

Широкоугольный объектив. Имеет от 15 до 30 мм фокусного расстояния. Имеет более естественные пропорции и по углу обзора схож с человеческим взглядом, однако не лишен искажений. Художественно такой тип объективов применяют реже, а для съемок пейзажей в классическом варианте подходит наиболее хорошо. На оба вида оптики не рекомендуется снимать портреты из-за искажений картинки.

Стандартный объектив. У него фокусное расстояние находится в пределах от 35 до 60 мм. Самый привычный интервал расстояний для человеческого глаза. Изображение получается правильное, не искаженное. Угол обзора в пределах 40-60 градусов. Идеально подходит для портретов. Ввиду своей универсальности применяется во всех видах съемок. Бывают пейзажи, снятые на фотоаппарат с объективом, имеющим стандартные фокусные расстояния, предметная съемка также нуждается в правильных пропорциях.

Длиннофокусный объектив. Имея фокусные расстояния от 70 до 200 мм, такие фото-объективы больше применимы для съемок отдаленных объектов. Но чаще он используется для портретов. Подобные расстояния делают фотографию несколько плоской, но не искажают объект. При этой большие значения фокусного расстояния позволяют добиваться красивого эффекта размытого фона, отделяя от него модель. Они нуждаются в наличии системы стабилизации, так как тряска, вызванная естественным движением рук при фотографировании без штатива, на больших фокусных расстояниях не позволит получить четкий снимок.

Сверхдлиннофокусный объектив. Все объективы, имеющие фокусные расстояния от 300 мм можно отнести к данной категории. При использовании этого типа линз получается плоская картинка, вмещающая мало пространства. Но и такие характеристики востребованы. Фотоохота, спортивная съемка, даже пейзажи подвластны такой оптике. Использование сверхдлиннофокусных фото-объективов возможно только со штативом, так как высок риск получения шевелёнки (смаза кадра, вызванного дрожанием рук фотографа).

Дополнительное деление объективов по функциональности

Итак, деление объективов по их фокусному расстоянию вполне понятно, однако помимо данной иерархии они также могут быть:

  • С постоянным и переменным фокусным расстоянием;
  • Светосильные и не светосильные;
  • С постоянной и переменной апертурой;
  • С возможностью макросъемки или без нее;
  • Для творчества и специальных задач.

Постоянное или переменное фокусное расстояние

фокусное расстояние

Фокусное расстояние (а значит и угол обзора) очень часто приходится изменять. То в кадр не умещаются все объекты, то объект необходимо приблизить или сфотографировать без нарушения пропорций. Для всех этих задач целесообразно иметь объектив с переменным фокусным расстоянием. Однако другой важный фактор – светосила, очень сильно влияет на ценообразование.

Светосила

светосила объектива

Светосила – это максимальная возможность открытия диафрагмы. Чем шире она может открываться, тем больше возможностей предоставляет фотоаппарат. Так, при максимально открытой диафрагме легко получить качественный снимок с рук в условиях низкой освещенности, так как при этом существует возможность сократить выдержку. Кроме того, широкая диафрагма красиво рисует «боке» — зону нерезкости, это ценно и важно при портретной съемке.

Апертура

апертура

Из сказанного следует, что объектив с высокой светосилой и переменным фокусным расстоянием в оптимальных пределах – самых подходящий вариант. Но вот незадача – цена за такое удобство исчисляется в десятках тысяч рублей. Так как подобные требования предъявляют в основном профессионалы, то и оптика с такими возможностями относится к профессиональной. А это наделяет ее пыле и влагозащитой, прочными материалами, качественным стеклом, увеличенным ресурсом и… большим весом. Светосильный зум-объектив не может быть легким!

Выход из ситуации есть – приобрести набор светосильных фото-объективов с фиксированным фокусным расстоянием для каждого вида съемки. Это будут наиболее качественные и резкие линзы, так как оптика подобного типа состоит из минимально возможного количества составляющих элементов.

Зум-объективы могут иметь постоянное значение диафрагмы и плавающее. Первый вариант – самый сложный и дорогой. При втором варианте максимально открытая диафрагма зависит от фокусного расстояния – чем оно больше, тем уже отверстие и меньше светосила. Такой подход оправдан – фотокамера с подобным объективом будет стоить дешевле, а оптика такого типа часто входит в комплект поставки фотокамеры любительского и полупрофессионального уровня.

Макросъемка

макросъемка

Макросъемка – возможность создавать фотографии объектов в масштабах 1:1 и более. По факту именно такой порог определяет профессиональные фото-объективы для макросъемки. На некоторых же других линзах, изначально созданных не для этого, существует режим макросъемки. Он позволяет сфокусироваться на объекте с малого расстояния – около 15-20 см, что помогает сделать снимок предмета в большом масштабе, напоминающем макросъемку. Оптика без макрорежима не может сфокусироваться на расстоянии ближе полуметра. Этот факт вносит дополнительное деление оптики на виды. Возможность сделать снимок с близкого расстояния – полезная штука. При желании развиваться в съемке макро, необходимо покупать оптику, рассчитанную именно на эту задачу.

Специальные и творческие объективы

творческие объективы

Существуют объективы для специальных видов съемок. Часто именно они позволяют добиваться важных параметров снимка без применения постобработки:

  • Шифт-объективы применяются для съемки зданий, архитектуры и чертежей, и с помощью дополнительных органов управления приводит к точной передачи прямых углов, отсутствию искажений;
  • Софт-объективы применяются для творческой съемки портретов, делая область модели резкой, а остальную часть – художественно искаженной;
  • Фиш-ай – «рыбий глаз». Изображение с фотокамеры, оснащенной таким объективом имеет крайне искаженный результат из-за сверхширокоугольной линзы – от 180 градусов и выше;
  • Линзбеби – объектив имеет мягкий корпус в виде гармошки и позволяет смещать область резкости в любую точку кадра, делая остальное пространство в расфокусе.

Итоги

Парк оптики на рынке фототехники безграничен. Невозможно приобрести все фото-объективы даже одного производителя, из-за их огромного количества. Однако в этом нет необходимости. Идущий в комплекте с фотоаппаратом «китовый» объектив (так называют комплектную оптику) позволит понять все нюансы и работы со сменной оптикой, разобраться в ее минусах и плюсах, понять в каком направлении двигаться дальше.

Помимо оптики от производителя фотокамеры существуют и сторонние фирмы, которые изготавливают объективы в цене сравнимо ниже оригинала, при этом качество не страдает. При выборе оптики стоит учитывать существование таких фирм.

Необходимо принять за аксиому то, что фото-объектив – в большей степени важная составляющая системы для достижения конечного результата. Фотоаппарат имеет меньшее влияние на качество, чем оптика, поэтому после опыта использования комплектного «кита» нужно обдуманно, взвешенно походить к вопросу выбора новой линзы.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(4 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Что такое объектив в фотоаппарате

Объектив.

Электроника

На чтение 4 мин Опубликовано 12.04.2019

Объектив.

Выбирая фотооборудование, легко запутаться в ассортименте и специфических понятиях. Одним из основных элементов аппаратуры является объектив. О том, какую роль выполняет этот компонент, каковы его характеристики и типы — далее в статье.

Объектив в фотоаппарате: определение и назначение

Этим термином называется оптическая система, которая создаёт картинку. Его конструкция содержит взаимосвязанный набор линз (либо зеркал), уровень изготовления которых определяет, насколько качественными будут фотографии.

Объективы.

Иными словами, использование дорогостоящей модели с усиленным процессором и матрицей максимального размера не даст ожидаемого результата, если применяется объектив, имеющий низкие показатели.

Характеристики объектива

К основным параметрам оптики относятся фокусное расстояние, светосила и некоторые другие. Рассмотрим их подробнее.

Процесс съёмки.

Фокусное расстояние (ФР) — это длина пути от оптического центра до матрицы. Оно определяет возможную дистанцию до объекта съёмки, измеряется в миллиметрах, может иметь постоянное (обозначается одной цифрой) и переменное (2 числа) значения. Эта информация всегда указана на аппаратуре.

Справка! Чем больше величина, тем будет ближе предмет на снимке.

Светосила — от неё зависит яркость полученных снимков. Затемнения на фотографиях уменьшаются с ростом этой характеристики. Оптимальные показатели находятся в пределах 1.8-4.

Диафрагма предназначена для ограничения поступающего на устройство светового потока. Расширение отверстия увеличивает количество света, тем самым уменьшая тёмные тона на фотографии. Второй вариант использования – регулировка размытости фона, когда внимание концентрируется на основном предмете.

Справка! На приборе могут указываться одно или два числа. Они соответствуют постоянной и переменной светосиле, которая увеличивается при снижении диафрагменной величины. Любителям подойдут параметры f3,5/f5,6.

Кроп-фактор представляет собой отношение диагоналей полного и реального кадров матрицы. Его важность в том, что любительские аппараты имеют урезанный кадр: изображение попадает целиком на объектив, но микросхема выхватывает только часть картинки и угол обзора снижается. Однако появляется возможность значительно увеличивать снимки.

Если умножить ФР на этот коэффициент, получим эквивалентное фокусное расстояние. Например, оптика 35 мм на приборе с матрицей CMOS обеспечит обычный обзор 52,5 мм, коэффициент равен 1,5.

Zoom определяет возможное приближение предмета съёмки. Рассчитывается как отношение большего фокусного значения к меньшему, например: ФР 5–15, допускает масштабирование в 3 раза.

Классификация объективов

Байонет.

Основной критерий подбора — это тип крепления оптики (байонет) — от него зависит, с какими камерами будет обеспечиваться совместимость. Компоненты различаются в зависимости от производителя фотоаппарата: Nikon, Pentax, Canon, Sony, Olympus, Samsung выпускают совместимые с их аппаратурой объективы.

Справка! Фирмы делают различные крепления, подходящие не ко всем камерам, поэтому оптимальный выбор — это использовать оптику и фотооборудование одной компании.

По размеру матрицы различаются:

  • полнокадровые устройства 35х24 мм — это профессиональная техника, способная выдавать наилучшее качество фото, но стоит недёшево;
  • модели с кроп-фактором — имеют урезанные микросхемы, 23.7х15.6 и меньше, популярны среди фотолюбителей, доступны по цене.

В зависимости от фокусного расстояния, аппараты могут быть:

Универсальный объектив.

  1. «Рыбий глаз». Менее 24 мм, обладает максимально возможным углом охвата (до 90 по диагонали кадра), прекрасно искажает перспективу, пригодится в небольших помещениях или для получения необычных, выразительных фото.
  2. Широкоугольные. До 35 мм, имеют угол обзора от 50 до 80, производят качественные снимки с близкой дистанции (пейзажи, архитектура, интерьеры, панорамные портреты) с минимальным искажением.
  3. Стандартные. От 35 до 50 мм, проводят съёмку с обычным для человеческих глаз обзорным углом, хорошо фотографируют общие и средние планы, соблюдая размеры и пропорции.
  4. Универсальные («кит»). Диапазон 18–75 мм, предназначены для любых видов съёмки, подойдут новичкам.

Длиннофокусная оптика, бывает двух классов:

  • портретная, 70–135 мм — создаёт фото с минимумом искажений;
  • телеобъектив — 70–200 мм, имеет наименьший обзор и позволяет снимать отдалённые предметы (диких животных, птиц).

Макрообъективы — от 100 мм и более, используются в съёмках миниатюрных объектов (насекомых, бабочек и др.).

Справка! Максимальное ФР предусмотрено в моделях с полным кадром.

По типу фокусировки:

  1. Объективы с Zoom имеют переменное фокусное расстояние, их удобно применять в съёмке отдалённых предметов.
  2. Фиксы, снабжены постоянной фокусной дистанцией, обладают высокими значениями светосилы, что позволяет делать качественные снимки даже в тёмных помещениях. Упрощённая конструкция делает их покупку экономичной.

Оптика дополнительно различается по вспомогательным функциям:

  • стабилизатор изображения — компенсирует случайное дрожание рук либо камеры, обеспечивает высокую выдержку с оптимальной резкостью фото;
  • эффект миниатюры;
  • режим без искажений — улучшит качество снимков архитектуры;
  • увеличенный Zoom — обеспечивает наибольшее приближение объекта;
  • автоматическая фокусировка — облегчает процесс, что может пригодиться новичкам.

Важно! Подбор параметров аппаратуры зависит в основном от вида съёмок, которые будут проводиться.

Мы рассказали об особенностях и характеристиках объективов. Эта информация поможет сделать правильный выбор при покупке устройства и получить удовольствие от созданных снимков.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Основы фотографии

Автор Юлия Брисина На чтение 11 мин Просмотров 475 Обновлено 01.03.2023

Что такое диафрагма

Для новичков в фотоискусстве, понимание диафрагмы является важным шагом в создании интересных и запоминающихся фотографий. Диафрагма — это механизм в виде кольца с лепестками, который регулирует количество света, попадающего на матрицу камеры. Чем больше открыты лепестки, тем больше света проходит, и наоборот. Для понимания, как это работает, можно представить глаз: чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку. Соответственно, диафрагма определяет уровень экспозиции фотографии.

Устройство диафрагмы

Существует несколько технических реализаций диафрагмы для объективов, но мы рассмотрим одну из них – ирисовую, которая используется в современных моделях. Ирисовая диафрагма состоит из нескольких лепестков, которые прилегают друг к другу.

При большом диаметре (открытой диафрагме) получается полностью круглое отверстие, а при меньшем (закрытой) – образуются многоугольники, количество которых соответствует количеству лепестков диафрагмы. Обычно в современных объективах используются 7-лепестковые диафрагмы, но в некоторых дорогих моделях можно встретить и 8 или 9 лепестков.

Различия в количестве лепестков и их форме проявляются при формировании зоны нерезкости. Если вы фотографируете объект, за которым находится множество огоньков, и они попадают в зону нерезкости, то они будут отображаться в виде многоугольников, форма которых зависит от лепестков диафрагмы. Чем более круглой формы будет отображение, тем более высокого качества будет рисовать объектив, считается.

Устройство диафрагмы

На что влияет диафрагма фотоаппарата

Диафрагма фотоаппарата является одним из наиболее важных параметров, влияющих на экспозицию и глубину резкости в фотографии. Диафрагма определяет размер отверстия в объективе, через которое проходит свет во время экспозиции. Она контролирует количество света, попадающего на фоточувствительный материал (фотопленку или матрицу), а также глубину резкости изображения. Яркое проявление этого свойства можно видеть при съемке портретов, когда нужно максимально отделить главный объект от фона, размыв его.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Как диафрагма влияет на экспозицию

Диафрагма фотоаппарата влияет на экспозицию и глубину резкости в фотографии. Изменение размера диафрагмы приводит к изменению экспозиции — чем шире диафрагма, тем больше света попадает на матрицу, что дает более светлое изображение. Это можно проиллюстрировать на серии фотографий, в которой изменяется только диафрагма, а остальные параметры остаются неизменными.

В приведенной ниже серии фотографий все изображения были сняты на ISO 200, выдержку 1/400 секунды без вспышки, и изменялась только диафрагма с значениями f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16 и f/22.

Однако, главным свойством диафрагмы является не управление экспозицией, а изменение глубины резкости в фотографии. Широкая диафрагма (маленькое f-число) позволяет создать маленькую глубину резкости, в которой часть изображения будет размытой, а узкая диафрагма (большое f-число) увеличит глубину резкости и позволит получить более резкое изображение.

Принцип работы

После ознакомления с механизмом действия диафрагмы, важно понимать, как она работает, определяется и изменяется. При работе с камерой каждый сталкивается со значением f и рядом чисел, которые определяют диафрагму и могут быть изменены для подстройки под различные сюжеты.

Диафрагменный ряд состоит из определенного количества чисел со значениями f, начиная с f/1.4, f/2, f/2.8 и т.д., и обычно заканчивается на f/22. Эти числа указывают на то, насколько открыты лепестки в объективе, что влияет на глубину резкости и экспозицию.

Основная особенность диафрагмы заключается в том, что чем меньше значение числа f, тем шире диафрагма, хотя это значение выражается в цифрах. Таким образом, диафрагма максимально открывается при значении f/1.4, а минимально открыта при f/22. Этот механизм работы относится ко всем типам камер, таким как Nikon, Canon и другим.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Диафрагменное число

Для полного понимания предлагаю разобраться в элементарной математике, которая касается определения диафрагмы объектива.

Относительное отверстие объектива — это отношение диаметра отверстия объектива, формируемого лепестками диафрагмы, к фокусному расстоянию. Диафрагма — это величина, обратная относительному отверстию, выражается дробью с числителем 1.

Для примера рассмотрим объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Предположим, что диаметр отверстия объектива составляет 30.3 мм. Тогда, чтобы получить диафрагменное число, необходимо разделить фокусное расстояние на диаметр отверстия, что даст 0.36. Диафрагменное число является обратным значением относительного отверстия и равно 1/0.36 = 2.8.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Для записи диафрагменного числа используется формула: N = D / F = 1 / f, где N — относительное отверстие, D — диаметр отверстия в мм, F — фокусное расстояние в мм, f — диафрагменное число.

Например, если у объектива относительное отверстие равно 1/8, то диафрагменное число можно записать как f/8, f1/8 или F8. Знаменатель (в данном случае 8) показывает, во сколько раз текущее отверстие объектива меньше текущего фокусного расстояния.

Как может f/1.8 быть больше, чем f/11?

Диафрагменное число (рядом с f) показывает, на сколько отверстие меньше фокусного расстояния. Т.е. в первом случае (для f/1.8) оно меньше фокусного в 1.8 раза, а во втором (для f/11) – аж в 11 раз. Значит, f/1.8 больше f/11.

Можно также сравнивать дроби относительных отверстий. 1/1.8 > 1/11.

Что такое диафрагмирование

Диафрагмирование – это изменение диафрагменного числа. В обиходе вы будете встречать «изменить диафрагму до …такого-то значения». Вот знайте, что этот процесс называется диафрагмированием.

Пройдемся по основным терминам, связанным с изменением диафрагмы, которые встречаются в обиходе.

Закрыть/уменьшить/прикрыть диафрагму – уменьшить поток попадаемого света = увеличить значение f.

Открыть/увеличить диафрагму – увеличить поток попадаемого света = уменьшить значение f.

Ряд диафрагменных чисел и светосила

Мы разобрались с числами диафрагмы, но как они связаны между собой? В фотоаппарате используется понятие «стоп», которое определяет величину изменения диафрагмы, необходимую для изменения количества света, проходящего через объектив в 2 раза. Например, «закрыть диафрагму на 2 стопа» означает, что необходимо закрыть диафрагму настолько, чтобы количество проходящего света уменьшилось в 4 раза.

Однако важно помнить, что размер отверстия в объективе напрямую влияет на количество проходящего света.

НО! Нужно помнить, что зависимость квадратичная, а не линейная.

Удвоение диаметра диафрагмы не означает удвоения количества пропускаемого света. Количество пропускаемого света зависит от площади круга, образованного диаметром, а не самого диаметра. Запомните, что диафрагменное число f связано с диаметром отверстия. Чтобы лучше понять эту концепцию, давайте рассмотрим математику.

Площадь круга пропорциональна квадрату его диаметра, а формула для вычисления относительного отверстия содержит только диаметр. Светосила, в свою очередь, прямо пропорциональна квадрату относительного отверстия.

Q = D 2 / f 2 , где

D — диаметр отверстия;

f — диафрагменное число.

Условно примем светосилу Q за 1. Формула превратится в: f = D.

Теперь мы хотим увеличить ее до 2х. Формула превращается в: F = D / √ 2 = 0,71 * D.

Иными словами, диафрагменное число изменяется в √2 раза при изменении кол-ва пропускаемого света в 2 раза.

При увеличении количества пропускаемого света в 2 раза диафрагменное число уменьшается в √2 раза. При уменьшении – наоборот.

Для удобства определен диафрагменный ряд с разницей ровно в один стоп (количество пропускаемого света при прочих равных параметрах отличается в 2 раза):

F: 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22; 32.

В фотографии также используются промежуточные значения диафрагмы, которые представляют собой 1/3 или 1/2 стопа. Например, такие значения могут быть обозначены как f/3.2 или f/7.1.

Рассказывая об этом, я хотел донести две основные идеи. Во-первых, чтобы установить общее понимание о том, как различные параметры взаимосвязаны. Во-вторых, у каждого объектива указывается максимально возможная открытая диафрагма, которая определяет его светосилу. Для удобства сравнения можно возвести в квадрат минимальное диафрагменное число одного объектива и поделить на возведенное в квадрат такое же число второго объектива. Например, если у одного объектива диафрагма 1.8, а у другого — 2.8, то их светосила отличается в 2.82 / 1.82 = 2.42 раза. Это означает, что объектив с диафрагмой 1.8 пропустит в 2.42 раза больше света, чем объектив с диафрагмой 2.8.

Влияние диафрагмы

Диафрагма фотоаппарата — это невероятно важный параметр, который оказывает влияние на многие аспекты фотографии. Ни один серьезный фотограф не может пренебрегать ее использованием.

Диафрагма оказывает влияние на следующие параметры:

  • количество света, попадающего на матрицу, и, как следствие, экспозицию;
  • глубину резкости (ГРИП);
  • эффект боке (размытие фона);
  • общую резкость изображения.

Рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно.

Влияние диафрагмы на количество попадаемого света

Это мы и рассматривали выше. Для наглядности приведу пример, где изменяется диафрагма при прочих равных неизменных параметрах. Отчетливо видно, что сцена передается более темной при закрытии диафрагмы.

Влияние диафрагмы на ГРИП

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) — это зона впереди и позади снимаемого объекта, на которой фотография будет резкой, при условии, что объект находится в фокусе. Ранее мы уже говорили о том, как фокусное расстояние влияет на ГРИП. Однако диафрагма также является мощным инструментом для изменения ГРИП.

Правило: при увеличении или открытии диафрагмы (то есть при уменьшении значения f) ГРИП уменьшается, а при закрытии диафрагмы (увеличении значения f) ГРИП увеличивается.

Портретисты, например, часто контролируют ГРИП, используя диафрагму. Они могут сделать акцент на снимаемом человеке, уменьшив ГРИП, или, наоборот, вписать его в сцену, увеличив ГРИП. Если нужно размыть фон, то максимально открывают диафрагму.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Влияние диафрагмы на боке

Эффект «боке» относится к передаче изображения в зоне нерезкости. Мы рассмотрели снимок человека, на заднем плане которого было множество огней. В зону нерезкости могут попасть именно эти огни, и тогда их отображение будет определять боке.

Открытые диафрагмы позволяют добиться «благородного» боке.

Форма отверстия в диафрагме определяется количеством и формой лепестков, которые могут создавать как круглую, так и многоугольную форму. Чем больше лепестков, тем более округленной будет форма. Современные объективы обычно имеют скругленные лепестки, что дает более естественную круглую форму даже при меньшем количестве лепестков.

Боке создает неоднородность заднего плана, которая может выглядеть как цветные кружки или фигуры на верхней части изображения.

Влияние диафрагмы на боке

Выбор диафрагмы – какую использовать

Рассказывая выше о влиянии диафрагмы, кратко упомянули, в каких случаях следует использовать определенные значения. Сейчас рассмотрим эти правила более подробно:

  • Во многих случаях рекомендуется выбирать диафрагму в том диапазоне, при котором достигается максимальная резкость (для вашего объектива можно посмотреть в обзорах). Это особенно полезно при съемке пейзажей.
  • При съемке портретов, когда необходимо создать эффект размытого фона, следует использовать открытые диафрагмы (прикрыть на 2/3 — 1 стоп от максимальной). Однако, если это не требуется, рекомендуется не использовать максимально открытые диафрагмы, так как это может привести к потере резкости и виньетированию.
  • Для вечерних уличных портретов, а также для фотографирования в помещениях с недостаточным освещением, можно максимально открыть диафрагму, чтобы сократить время экспозиции и избежать смазывания изображения.
  • При съемке группы людей рекомендуется использовать средние значения диафрагмы, чтобы избежать выпадения отдельных людей и частей тела из фокуса.
  • Если вы снимаете вечером и не используете штатив, вы можете приоткрыть диафрагму и немного пожертвовать резкостью, чтобы избежать размытости.
  • Для макросъемки, если вам не хватает глубины резкости, можно сильнее прикрыть диафрагму, например, до f/22 – f/32.
  • Если вы снимаете быстро движущиеся объекты и необходимо использовать более короткую выдержку, откройте диафрагму.
  • При съемке на ярком солнечном свете, вероятнее всего, вам придется прикрыть диафрагму, чтобы избежать переэкспозиции.

Конкретными значениями это можно охарактеризовать примерно так:

Значения диафрагмы Когда использовать
f/1.4 – f/2 Для «мягких» портретов с маленькой ГРИП. Нужно быть осторожным, аккуратно фокусироваться и следить, чтобы, из зоны резкости не выпал, к примеру, нос. Для условий, когда катастрофически не хватает света, и нивелировать это другими способами (выдержкой, ISO) не получается.
f/2.8 Хорошо подходит для портретов с малой ГРИП. При этом здесь она не такая экстремально низкая, и проблем с выпадением отдельный частей тела становится меньше.
f/4 – f/5.6 Подходит для съемки человека в полный рост. Может использоваться в пейзажах, когда некоторые части фото хочется подчеркнуть нерезкими.
f/8 – f/11 Идеальные пейзажные диафрагмы благодаря максимальной резкости. Также подходят, когда нужно сфотографировать группу людей так, чтобы все были в зоне резкости.
f/16 Для максимальной ГРИП при съемке длиннофокусной оптикой.
f/22 – f/32 Для макро. Без крайней необходимости не использовать.

Как обозначается диафрагма

Диафрагма обозначается латинской буквой (f) и числовым значением, например: f1.8; f2.8; f5.6; f7.1 – это 4 разных значения диафрагмы.

Самое важное, что нужно запомнить — Чем больше значение диафрагмы – тем меньше отверстие и меньше пропускается света, а значит, при прочих равных показателях фотография будет темнее. Чем меньше число – тем больше отверстие диафрагмы, и больше света проходит, а значит, при прочих равных фотография будет светлее.

Объективы с минимальными значениями диафрагмы (f2.8, f1.8 f1.4 f 1.2) называются светосильными объективами.

Как использовать диафрагму в фотоаппарате для создания профессиональных фотографий

Практика

Упражнение 1
  1. Выставляем в настройках: Яркое солнце, Приоритет диафрагмы, ISO 400
  2. Меняем только значение диафрагмы, начиная c f 2.8. Делаем снимок с каждым новым значением диафрагмы и смотрим, как меняется задний план (фон). В этом упражнении наша задача не получить хороший кадр, а проследить как изменяется размытие заднего плана и выдержка при изменении диафрагмы.
Упражнение 2

Переходим в ручной режим, и так же меняем диафрагмы от f2.8 до f22, делаем кадры и смотрим на результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *